Буквально несколько дней назад свой 50-летний юбилей отметило «Ачинское ДРСУ» – предприятие, обслуживающее не только федеральную трассу Р-255 «Сибирь», но и дороги западной группы районов Красноярского края. Так получилось, что этот праздник совпал с другим юбилеем: руководитель этого предприятия Александр Петров отмечает своё 60-летие. Есть и третья круглая дата: в 2023 году исполнилось 20 лет, как он возглавляет «Ачинское ДРСУ». Александр Александрович – из тех редких руководителей, кто весь трудовой путь, начав с самых низов, посвятил одному предприятию. Вместе с ним мы рассуждаем не только о дорогах нашего региона, но и о дорогах жизни…
— Александр Александрович, а ведь вы – потомственный дорожник…
— И мой дед, Тимофей Петрович, всю жизнь отдал дорогам, и отец, Александр Тимофеевич, ветеран Великой Отечественной, посвятил ремонту, содержанию и обслуживанию автомобильных трасс почти полвека. Он работал на мастерском участке в селе Красная Речка Боготольского района – там я и родился. До сих пор, если сомневаюсь, как поступить, всегда мысленно спрашиваю себя: а что бы сделал в этой ситуации дед? А отец? Мать всю жизнь работала в школе, и это тоже накладывало свой отпечаток: с детства всё измерялось уровнем ответственности перед родителями.
— Получается, у вас не было шанса стать кем-то другим – только продолжить династию дорожников?
— Действительно: когда всё детство перед глазами пример деда и отца, которых я очень уважал, то сложно выбрать какую-то другую профессию. Сестра училась в пединституте, но когда я перед армией хотел поступить в техникум, именно она настояла на высшем образовании. В 1980 году поступил в Красноярский политехнический институт на факультет «Автомобильные дороги». До сих пор с благодарностью вспоминаю своих преподавателей: Игоря Яковлевича Богданова, которому в этом году исполнилось 80 лет, Жукова, Капранова, Юркова, Шелопаева… На тот момент выбор профессии был вполне осознанным: я уже понимал, что дороги навсегда станут частью моей жизни.
Окончил в 1985-м, пришёл в ДРСУ обычным мастером, через год ушёл в армию. На тот момент предприятие было такое же большое, как и сегодня: обслуживало Ачинский, Тюхтетский, Боготольский, Козульский, Бирилюсский и Большеулуйский районы. Пока служил, началась Перестройка и связанные с ней реформы, так что вернулся уже на участок ДРСП. Чтобы выжить, нужно было подстраиваться под новые реалии, развиваться, проявлять большую самостоятельность, самим находить объёмы. Прошло немало времени, прежде чем появилось осознание: маленькое государственное предприятие в сложившемся виде не может противостоять крупному частному бизнесу, а значит – нужно расширяться. В конце концов ДРСУ вернулось к своим прежним масштабам.
— Вы помните тот день, когда были назначены руководителем «Ачинского ДРСУ»?
— Это было очень непростое время. Сергей Филиппович Зяблов, тогда – руководитель «КрУДора», пригласил к себе и поинтересовался: владею ли я ситуацией на предприятии? Конечно владел – на тот момент я уже был главным инженером. И меня назначили сначала исполняющим обязанности директора, а через некоторое время утвердили на сессии краевого парламента. Помню, что тогда меня поддержали не только Зяблов, но и опытный депутат Всеволод Николаевич Севастьянов.
Начало 2000-х – ситуация в экономике страны была нестабильная, поэтому первым приоритетом стало сохранение коллектива. Да, зарплата у сотрудников тогда была очень скромная, но нужно было выбирать: либо сокращать штат, либо браться за любую работу. Хотя мы на тот момент были достаточно узкопрофильным предприятием, на котором лежала государственная ответственность за содержание дорог, но при этом сфера в достаточных объёмах не финансировалась. А ещё долги – 90 миллионов рублей, а ещё пени и штрафы…
Но я до сих пор благодарен коллективу, который тогда в меня поверил. Нам очень помог контракт, заключённый с компаний «Транснефть». Мы заработали деньги, которые позволили не только выбраться из финансовой ямы, но и начать развитие. Заплатили долги по налогам, купили новую технику, постепенно организовали собственное производство материалов – купили дробильно-сортировочный комплекс, обеспечив себя сырьём. Чтобы продемонстрировать, как можем работать, привели в идеальное состояние две автодороги: Ачинск – Назарово и Ачинск – НПЗ. Доказав, что умеем работать на высоком уровне, в 2002 году за счёт своей репутации впервые получили доступ к федеральной трассе.
Со временем усилили мощности, стали конкурентоспособным предприятием на рынке дорожных работ в западной группе районов. Региональная власть понимала, что федеральные дороги имеют огромное значение для экономики Красноярского края, и благодаря поддержке в 2018 году мы выиграли контракт на обслуживание трассы «Сибирь». Тем самым не позволили разорвать взаимодействие между краевой и федеральной транспортной инфраструктурой, а руководство региона получило в нашем лице единого подрядчика, обеспечившего эффективное выполнение работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог.
— Скажите как специалист: почему все дорожные организации работают по одним и тем же стандартам, но результат сейчас получается разный?
— Дорожная наука в СССР была на высочайшем уровне. До сих пор, по большому счёту, принципиально в ней ничего особо не изменилось – лишь придумывают модные иностранные термины для обозначения уже известных процессов. А суть осталась та же. Поэтому я горжусь знаниями, полученными в институте, и даже побывав за границей, понял, что в нашей стране могут строить хорошие дороги. Другое дело – когда заказчику нужно побольше и подешевле, некоторые дорожные организации вынуждены идти, скажем так, на компромиссы. Это к разговору о том, что для частной организации на первом месте стоит всё-таки прибыль. При этом качество, увы, отходит на второй план. А дорожная отрасль – это не та сфера, где компромисс идёт на пользу.
— «Ачинское ДРСУ», как и почти все крупные предприятия, в последнее время столкнулись с дефицитом кадров. Как считаете, почему так произошло?
— Думаю, что причина кроется даже не в самих людях, которые, выпустившись из учебных заведений, почему-то не хотят начинать карьеру с рабочих специальностей. Это нужно решать выше – на государственном уровне. Раньше система образования была выстроена таким образом, что уже учась в школе, мы получали определённые навыки. Скажите, кто из нашего поколения не сможет смастерить табуретку или не знает устройство автомобильного двигателя? Раньше для парней это было элементарно! Я, например, благодаря профобразованию получил права тракториста-комбайнёра 3 класса. Девушек учили кулинарии, шитью. Теперь работа руками почему-то оказалась не в почёте. Отсюда – и дефицит кадров на предприятии.
— Какое будущее у «Ачинского ДРСУ»?
— Уверен, что сегодня перспективы хорошие, стабильные. Мой опыт работы в отрасли показывает: на данный момент только государственное предприятие может обеспечить надлежащий уровень содержания федеральных, краевых и муниципальных дорог. Всё-таки дорожная отрасль – это стратегически важное направление, особенно в нашей большой стране. И деньги на него должны расходоваться под контролем государства.
Тоже стоит почитать
Первый парень на деревне
Виктория Корзинова: «Никаких ярмарок шуб и шапок во Дворце культуры не будет»
Павел Сурнаков: «На «зебрах» не хватает освещения»