Коммерческий перевозчик отказался от трёх маршрутов, не выдержав конкуренции с экобусами, а УФАС хочет запретить муниципальные пассажирские перевозки
Напомним, с чего началась вся эта катавасия с пассажирскими перевозками. В начале месяца в администрацию города поступило уведомление от фирмы «Град»: перевозчик предупредил, что с 12 ноября не выпустит в рейс автобусы на трёх маршрутах: № 3, 3 «У» и 10.
Причина – острая нехватка водителей и пассажиров (об этом – чуть ниже). Попытка усовестить перевозчика, уговорить его отказаться от своих планов ни к чему не привела. Глава города Игорь Титенков даже назвал действия «Града» шантажом.
Но в мэрии нашли выход из ситуации. На маршрут № 10 (он перевозит в том числе работников АГК) оперативно привлекли другого перевозчика – им стал ИП Фадеев.
Оставшиеся два маршрута взяли «перерыв» до 1 декабря. Затем их начнёт обслуживать трампарк – автобусы перекинут с маршрута № 25.
И вот тут начинается самое интересное. Маршрут № 25 появился в нашем городе совсем недавно – после того, как городу было выделено 10 новеньких экобусов. Их передали муниципальному предприятию «Ачинский городской электрический транспорт» – то есть трампарку. Маршрут № 25 разрабатывался с учётом мнений жителей города. Его протяжённость составила 40 километров: автобус выезжает из Сибгородка, едет через улицу Дружбы народов, Шанхай, старый центр, улицу Кравченко, район мелькомбината, Стройку и финиширует на улице 5 Июля, у ТЦ «Сибирский городок».
В обратном направлении экобус едет через улицу Гагарина, Мазуль, улицу Свердлова, старый центр и Шанхай, далее через улицу Дружбы народов прибывает в Сибгородок.
Через месяц после запуска маршрута № 25 появился ещё один: № 12. Для него АГЭТ выделил два экобуса: они ездят от магазина «Мирон» в посёлке Восточном, через улицы Кирова, Ленина, Кравченко и Декабристов – до АПОСИ.
Казалось бы: ездить да радоваться. Однако новые маршруты повлияли на других перевозчиков. В частности, в начале октября руководство ООО «Град» написало главе Ачинска Игорю Титенкову несколько писем (документы обнародовало информагентство «Запад 24». – Прим. авт.), из которых следует, что на предприятии началась острая нехватка кадров: часть водителей перешла на работу в трампарк, где им предложили зарплату повыше. Кроме того, водители массово идут на СВО или уезжают на вахты, где зарплаты, конечно же, ещё значительнее.
«Это негативно сказывается на регулярности выполнения рейсов и может привести к ненамеренному нарушению условий муниципальных контрактов», – предупреждал ООО «Град».
По мнению руководителей фирмы, новые экобусы нужно было передать действующим перевозчикам на конкурсной коммерческой основе, а не создавать муниципальный невостребованный маршрут. По подсчётам «Града», семь экобусов, задействованных на маршруте № 25, в среднем перевозят 650 человек в день. То есть на одно транспортное средство приходится всего 92 пассажира.
Если всё-таки поверить этим данным (а не верить им оснований нет, потому что по нашим наблюдениям в разгар рабочего дня в салоне обычно находятся максимум 5-6 человек) и умножить количество пассажиров на стоимость билета – получается, что один экобус «зарабатывает» меньше 4 000 рублей в сутки, а этого едва хватит на зарплату водителю и на топливо.
Однако не стоит забывать, что экобусный маршрут № 25 финансируется из городского бюджета. Общая сумма контракта, заключённого на два месяца (октябрь и ноябрь) – почти 7 млн 150 тысяч рублей. Из них 5 млн трампарк уже получил.
Последней каплей, которая переполнила чашу терпения «Града», стало появление муниципального маршрута № 12, который во многом дублирует маршруты № 1 и 3, и, по сути, отбирает у них хлеб.
Всё это в итоге и привело к тому, что «Град» громко хлопнул дверью: отказался исполнять свои обязательства по перевозке пассажиров на трёх маршрутах: 3, 3 «У» и 10.
С этой проблемой в мэрии худо-бедно справились, призвав на помощь экобусы. Но тут свалилась другая напасть: на днях краевое Управление Федеральной антимонопольной службы увидело в деятельности МУП «АГЭТ» серьёзные нарушения – об этом тоже рассказал «Запад 24».
Дело в том, что муниципальные предприятия по всей стране постепенно ликвидируются, а АГЭТ до сих пор существует только потому, что является своего рода местной естественной монополией: заменить его некем. Однако это же обстоятельство, согласно закону, запрещает предприятию заниматься конкурентными видами деятельности. Поэтому УФАС требует переписать Устав трампарка, исключив из него автобусные перевозки. Причём это требование антимонопольщики требуют выполнить до 28 ноября.
Директор АГЭТа Дмитрий Назарчук прокомментировал свою позицию «Осе»:
— Решение УФАС планируем обжаловать. Мы не видим юридических оснований для прекращения автобусных перевозок – будем вести этот вид деятельности вплоть до конца срока действия муниципальных контрактов.
Тоже стоит почитать
Диагноз не подтвердился: как ачинцы отстояли реконструкцию поликлиники № 3
В будущее – легко! 30 лет назад в российской алюминиевой промышленности началась новая эпоха
Из бывшего здания МТТ сделают культурно-досуговый кластер