23.04.2024

Монополия на фейки

Русский язык, несмотря на своё богатство, постоянно впитывает в себя иностранные слова. Не так давно в наш лексикон пришло ещё одно такое: фейк. По-английски – это фальшивый, поддельный, ненастоящий. Обман, одним словом.

В общем, вы поняли, что фейки – это отвратительно. Поняло это и государство, и начало активно с этим бороться. Правда, на условиях единственного обладателя правдивых знаний. Попробуйте, например, в соцсетях поделиться своими предположениями о том, что больных коронавирусом в стране гораздо больше, чем нам преподносят официальные источники, покритиковать обязательную вакцинацию или высказать сомнение в опубликованном пресс-релизе – всё! Если ваше мнение расходится с государственной точкой зрения – тут же схлопочете крупный штраф.

Но и СМИ не легче. Любое расследование об огромном количестве недвижимости у заворовавшегося чиновника или его иностранных счетах тут же попадает под пристальное внимание надзорных органов. Как вы уже догадались, за эту работу журналистов редко хвалят, а чаще привлекают к ответственности за клевету. За последнее время ряд изданий государство внесло в список иностранных агентов, а в июле в России появилось первое СМИ, которому присвоили статус «нежелательная организация», что фактически приравнивается к запрету его деятельности. Надо ли говорить, о чём писало это издание?

В общем, остаётся только смириться с тем, что абсолютную правду у нас знает только государство.

Оно же, судя по всему, обладает и исключительным правом на фейки. Сами посудите: этим летом были внесены поправки в закон «О регулировании алкогольной продукции», которые вызвали большую шумиху. В соответствии с ними право называться шампанским, смешно сказать, имеет право только то вино, которое произведено в России. Чем вам не фейк? А настоящему французскому шампанскому велено называться игристым вином. Закон оказался столь абсурдным, что против него выступили даже отечественные виноделы: они заявили о добровольном отказе от использования наименования «шампанское» при выпуске своей продукции.

И таких примеров – масса. Вот, например, недавно президент заявил, что российский бизнес уже преодолел последствия пандемии, экономика в целом восстановилась. А налоговая тут же сообщает: по итогам первого полугодия в стране прекратили работать 724 тысячи юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Получается, в среднем за день в России умирает 4000 фирм. Ну и кто тут у нас распускает фейки?

Ещё один пример из этой же серии. Помните, чем несколько лет назад аргументировали повышение пенсионного возраста? Якобы делается это для того, чтобы пенсионеры получали достойные выплаты. Сам Дмитрий Медведев обещал, что после запуска реформы пенсии будут повышаться на 1000 рублей каждый год.

Выросли ли пенсии на самом деле? Статистики уверенно утверждают: нет. В июне средняя пенсия в России составила 15 822 рубля – за год она выросла на 5,6%. Однако за этот же год продовольственная инфляция составила 8,7% (а пенсионеры у нас кроме еды практически ничего и не покупают). Не нужно быть великим математиком, чтобы подсчитать, насколько упал уровень жизни старшего поколения. В таких условиях неудивительно, что бабушки и дедушки уже не могут позволить себе качественные товары – поэтому спросом пользуются продукты, сделанные даже не просто из заменителей, а из заменителей заменителей. Это, кстати, уже не фейк, как вы ошибочно могли предположить, а фейл. В переводе с английского – облом, пролёт.

Тоже запомните – почему-то уверен, что скоро пригодится.

Автор