Самое главное политическое событие года – позади: завершились выборы президента страны. Интересно, что Ачинск на этом голосовании показал рекордно высокую явку – на избирательные участки пришли почти 70% жителей города, внесённых в списки. При этом ранее, на выборах местного уровня, активность была значительно ниже: например, на выборах действующего состава горсовета в 2020 году проголосовало лишь около 20% избирателей. С этого мы и начали разговор с председателем местного парламента Сергеем Никитиным.
— Сергей Николаевич, получается, к местной политической повестке ачинцы проявляют гораздо меньший интерес, чем к федеральной. Почему так происходит?
— Во-первых, всё-таки есть большая разница: выборы местных депутатов и выборы главы государства. Международная ситуация сложилась такая, что нам нужно было сплотиться, осознать своё единство. Что ачинцы, я считаю, успешно и сделали.
Во-вторых, на уровне государства была проведена серьёзная информационная работа – думаю, это в итоге и сказалось на результатах выборов. Зато теперь никто в мире не сможет сказать, что из-за низкой явки президента выбрало меньшинство: количество проголосовавших за Владимира Путина – самый главный показатель того, что политику действующего президента одобряет подавляющее большинство жителей страны.
А вот почему такая низкая активность на местных выборах… Возможно, люди просто не верят. Не в депутатов и не в горсовет – а в то, что в целом на местном уровне можно что-то серьёзно изменить. Хотя, конечно, итоги президентских выборов ещё нужно тщательно проанализировать, в том числе и с коллегами по депутатскому корпусу. Ведь не секрет, что в Ачинске были и такие участки, где явка сильно отличалась – в меньшую сторону. И не надо быть социологом, чтобы понять: это как раз те территории, где есть проблемы. И в первую очередь частный сектор: Марганцевый Рудник, Мазуль – там, где существуют большие вопросы по воде, дорогам, освещению, вывозу мусора… Да, они решаются, но, как считают жители – и я даже с ними где-то соглашусь! – слишком медленно или в недостаточной степени. Возьмём пример: принято решение поставить дополнительные контейнеры для коммунальных отходов, но довести дело до ума почему-то никак не получается – подготовить площадки под ёмкости, сделать освещение, организовать удобный график вывоза.
То же самое могу сказать и про освещение: если уж решать этот вопрос – то комплексно. Заходим, например, в Рудник: прежде чем браться за дело, надо понимать – сколько электроопор есть, а сколько ещё потребуется установить, на каких улицах, сколько нужно кабеля.
Или взять другое направление: по федеральной программе «Чистая вода» уже направлена заявка на финансирование строительства водопровода в Солнечном. Но таких территорий у нас много: и Малая Ивановка, и тот же Рудник, и частный сектор Мазули. Поэтому нужен трезвый анализ ситуации и программа действий – решать проблемы нужно не «кусочками», а комплексно.
— Но если «кусочками» не решать – то вообще ничего решить не получится…
— Так ведь я и не говорю о том, что нужно обязательно сразу замахиваться на глобальные проекты – конечно, решать нужно поэтапно. Но если выполняем один – должны чётко понимать: почему именно этот, за чей счёт, какой будет следующий, и тоже – за счёт каких средств. То есть важно видеть полную картину ситуации, а не отдельные её фрагменты.
Приведу в пример озеленение. Как вы знаете, на минувшей сессии горсовета депутаты согласовали выделение 29 миллионов рублей на покупку 2024 деревьев, но при условии, что это будет не просто хаотичная рассадка по городу, а программа. Взять, к примеру, улицу Гагарина: точнее, тротуар от кольца, мимо полиции – и до пересечения с Кравченко. Там сейчас с одной стороны – 24 тополя, 11 ранеток. С другой стороны тротуара – 10 тополей и 7 ранеток. Большинство деревьев уже отжило своё: по-хорошему, их нужно удалить, а взамен посадить новые. Но по программе, которую нам в итоге предоставили, там запланировано посадить лишь 11 тополей.
На улице Лебеденко, между Чкалова и Декабристов, предусмотрено посадить «аж» три тополя. Почему?
Вот поэтому я и говорю о программе: нужно смотреть на озеленение шире. Если мы будем действовать такими «заплатками» – хорошего результата от озеленения никогда не увидим.
Конечно, депутатам тоже не нужно снимать с себя ответственности. Но раз уж поддержали эту программу – а точнее, будем честны, её черновой вариант – будем контролировать каждый шаг реализации.
— Сергей Николаевич, недавно вы обратили внимание специалистов мэрии на то, что подрядчик, выигравший конкурс на обрезку деревьев, бросил работу на полпути, при этом спиленные ветки так и остались лежать во дворах.
— Нужно отдать должное администрации: после этого их вывезли в течение двух дней. Благодарен и жителям, которые проинформировали меня о данной ситуации. Другой вопрос, что такого быть вообще не должно – это к вопросу о выборе подрядчиков и о пресловутом 44-ФЗ – Федеральном законе «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг». Все жалуются: закон несовершенен, поэтому на торги заявляются недобросовестные подрядчики. Недавно общался с депутатом Госдумы по ачинскому округу Александром Дроздовым, он меня прямо спросил: «Что конкретно нужно изменить в законе?». Переадресовываю этот вопрос представителям администрации – ответа нет. А ведь выясняется, что в законе ничего менять не нужно – просто заказчику нужно более чётко, до мелочей, прописывать требования и условия выполнения контракта. Но для этого нужны грамотные специалисты.
Иначе получается: фирма выиграла торги на ремонт дорог, и когда уже объект надо принимать, выясняется: то одно в конкурсной документации не учтено, то другое не предусмотрено, то третье упущено… Поэтому и результат получаем соответствующий, да ещё и побегать за подрядчиком приходится.
Документацию на конкурс надо составлять так, чтобы в ней не было лазеек, благодаря которым на аукцион заявляются фирмы, «роняющие» цену на миллионы рублей, и потом не успевающие выполнить работу в срок, меняющие материалы на ходу – а в результате всё приходится доделывать или переделывать. Изначально нужно относиться к этому по-хозяйски – тогда и результат будет другой.
Надо отдать должное моим коллегам-депутатам, которые теперь более дотошно начинают изучать документы ещё на этапе проектирования. В частности, я имею в виду второй этап благоустройства Берёзовой рощи – вопросов, прямо скажу, было много.
— До окончания срока полномочий нынешнего состава горсовета осталось не так уж много времени – всего полтора года. Есть какие-то особые планы на этот период, помимо законотворческой деятельности?
— Недавно обсуждали этот вопрос с коллегами – всё-таки нужно активнее внедрять новые формы работы. Планирую на своём округе № 13 создать общий чат или страницу в соцсетях для обсуждения насущных вопросов – чтобы люди могли оперативно направлять информацию: где не убирают мусор, где нужно почистить дорогу, а где – спилить аварийное дерево. У кого-то из депутатов такие чаты уже есть – надеюсь, этому примеру последуют и остальные.
Ну и, конечно, проведение встреч – не массовых, а, например, с активистами дворов, с председателями советов домов. Выбрать конкретные темы – и обсудить их в непринуждённой обстановке, наметить планы. Возможно, провести какое-то творческое или спортивное мероприятие. Всё-таки общаться с людьми ещё больше – ведь работа депутата заключается прежде всего в этом: каждое решение, которое вышло из стен горсовета, должно быть направлено на улучшение жизни ачинцев. А для этого депутатам нужно как можно чаще выходить один на один со своими избирателями.
Тоже стоит почитать
Людмила Александрова: «Каждый персонаж на сцене должен быть многогранным – тогда зритель ему верит»
Марина Федоренко: «Безопасный счёт – это ваши руки»
Первый парень на деревне