05.03.2024

Право выбора: для чего в школах планируют усилить работу по профориентации?

В ноябре в регионе проходил конкурс «Образование Красноярья: лидеры изменений». В финал вышли восемь команд, а победителем стала команда из Ачинска, представившая проект по обновлению системы профориентационной работы. Мы встретились с руководителем управления образования Галиной Нефёдовой, чтобы узнать подробности. Разговор получился содержательным: поговорили не только о конкурсе, но и обсудили другие важные вопросы сферы образования.

— Галина Михайловна, насколько я знаю, этот конкурс проводился впервые. В чём его идея?

— В сфере образования сейчас идёт серьёзная перестройка в сторону суверенитета. Мы не должны зависеть от зарубежных образцов и практик, нам необходимо выстраивать свою систему. Ранее в образовании основной акцент делался на многообразии и вариативности, сейчас же мы движемся к единому образовательному пространству. Это не говорит о том, что всё у всех теперь должно быть одинаково, но какие-то общие ориентиры необходимы. Взять, к примеру, уроки «Разговоры о важном» – их проводят во всех школах страны, используя разные методы и подходы. Суть конкурса как раз и заключалась в том, чтобы посмотреть, а какие именно практики применяют педагоги в разных школах?

Состав ачинской команды:

Мария Киселева
Алёна Шпакова
Ксения Талай
Татьяна Кузнецова
Марина Евдокимова
Светлана Толстихина
Светлана Антропова
Марина Полинова

— Команда ачинского управления образования заявлялась на конкурс с проектом по профориентации…

— Всё верно. Что интересно, проект этой же тематики представляли и другие участники.

— С чем связываете такой интерес к профориентационной работе со стороны педагогов?

— Такая тенденция наблюдается не только в Красноярском крае, она – общая по стране. На мой взгляд, это связано с тем, что в настоящее время происходит серьёзный разворот: мы уходим от мнения, что главное в получении образования – успешно сдать ЕГЭ, а гораздо важнее выбрать правильный ориентир, в том числе и в будущей профессии. А экзамен – это лишь ступень для достижения поставленных целей. Поэтому сейчас в школах реализуется множество проектов именно по профориентационной работе, которая призвана сделать выбор школьника более осознанным и понятным.

— На слуху, и мы неоднократно об этом писали, профориентационная работа в школах по направлениям металлургии и нефтепереработки, что неудивительно, учитывая наличие в городе двух градообразующих предприятий – АГК и НПЗ…

— Мы выделили для себя четыре основных направления профориентационной работы. Два из них вы уже назвали. Остальные два связаны с социальной сферой. Ни для кого не секрет, что одной из причин переезда из Ачинска граждан является невысокое качество жизни, касающееся медицинского обслуживания и получения образования. В этих сферах сейчас также наблюдается катастрофический дефицит кадров. Поэтому для себя мы определили ориентирами в профориентационной работе именно медицинских и педагогических работников.

— Со стороны может показаться, что управление образования будет действовать в интересах предприятия и города в целом. Но разве в первую очередь не должны учитываться интересы детей?

— Вы абсолютно правы, на первом месте у нас по-прежнему остаются именно интересы детей. Мы показываем школьникам всё многообразие профессий, но окончательное решение всегда остаётся за учениками.Для нас важно, чтобы ребёнок правильно выбрал жизненный ориентир и стал успешен в той сфере, которая ему близка. И не обязательно, чтобы это были отрасли металлургии или нефтепереработки, медицины или педагогики. Ребёнок может выбрать какую-то творческую профессию. Но в то же время сфера образования не может не ориентироваться на ситуацию с дефицитом кадров: эта проблема – повсеместна. И если мы не будем обеспечивать кадрами экономику города или региона, в дальнейшем встанет вопрос о развитии территории. В сложившейся ситуации нам необходимо соблюсти баланс, не перегибать палку, а действительно предоставлять детям выбор.

— Насколько нам известно, специалисты АГК и НПЗ достаточно активно включены в профориентационную работу, проводимую в школе. Выстроено ли подобное взаимодействие с медицинскими работниками и работниками сферы образования?

— Действительно, взаимодействие с металлургами и нефтяниками у нас выстроено на достаточно высоком уровне. А работу с медиками и педагогами в части профориентации мы в ближайшее время планируем максимально усилить. У нас уже есть волонтёры-медики из числа учеников школ, которые проходят профориентационные пробы в медицинских учреждениях города. А на базе школы № 16 действует психолого-педагогический класс при поддержке Красноярского педагогического университета. Совместно с Ачинским педколледжем также действует и городской педагогический класс. У нас уже проходили встречи с медицинским сообществом, где мы обсуждали какие-то новые форматы работы. Для нас важно, чтобы это были ни какие-то отдельные уроки, про которые все на следующий день забыли. Это должна быть хорошо выстроенная система. Условно говоря, тех детей, которых заинтересует металлургия или медицина, мы должны взять за руку и привести к конкретному результату: а именно – к поступлению в соответствующее учебное заведение.

— Галина Михайловна, знаю, что на конкурсе поднималась и широко обсуждаемая сейчас тема искусственного интеллекта. Как это современное ноу-хау относится к сфере образования?

— Да, в рамках проведения конкурса участникам обозначали ситуацию, решение которой мы должны были найти, как говорится, здесь и сейчас. Речь шла об академической нечестности: при выполнении домашнего задания – условно, подготовки доклада, ребёнок использовал искусственный интеллект. Акцент в решении этой ситуации мы сделали на том, что это – современные реалии, которых не стоит бояться. Нужно вместе с детьми разбираться в теме: что такое ИИ, какие он даёт возможности, какие таит риски. Лучше открыто обсудить этот вопрос, не боясь показать свою, возможно, невысокую компетенцию в теме. Для всех очевидно, что современные дети гораздо больше знают об искусственном интеллекте, чем взрослые. Так почему бы не подискутировать на эту тему…

— А ситуации, когда дети используют искусственный интеллект в процессе обучения, правда или вымысел?

— Пока таких случаев мы не фиксировали, но не удивлюсь, если столкнемся с ними в ближайшее время.

Автор