23.11.2024

Василий Кириллов: «Раньше всё было намного проще и понятнее»

Ачинцы часто вспоминают предприятия, канувшие, к сожалению, в Лету. Одно из таких – ПАТП, которое когда-то занималось всеми городскими (и не только) пассажирскими перевозками. Вспоминают добрым словом и его руководителя. Василий Кириллов возглавил «Пассажирское автотранспортное предприятие» на сломе эпох: в 1990 году плановая советская экономика уже трещала по всем швам, а рыночной ещё только предстояло сформироваться. На посту руководителя он пробыл больше других директоров – 18 лет. Почётный работник транспорта, награждённый медалью «За заслуги в развитии автомобильного транспорта России», через несколько дней отмечает своё 70-летие.

— Василий Григорьевич, а ведь вы – не коренной ачинец?

— Да, в Ачинск я приехал из Кемеровской области в 1976 году – супругу, окончившую мединститут, отправили сюда по распределению: устроилась в ЦРБ. У меня за плечами на тот момент был сельхозтехникум и служба в армии. Устроился в ГАТП-2 – это было автотранспортное предприятие, которое занималось грузовыми перевозками. Начинал с должности дежурного механика, затем назначили начальником колонны. А после этого ушёл в учкомбинат – три года преподавал устройство комбайнов и Правила дорожного движения. В 1981 году неожиданно даже для самого себя попал на мебельную фабрику, главным инженером. Я пришёл на производство, в котором на тот момент ничего не понимал, но быстро освоился и проработал там почти пять лет. Каждый день мы отправляли по вагону различной мебели – ачинские «стенки», например, славились на всю страну. К этому времени я заочно окончил Томский строительный институт, факультет «Автомобили и автомобильное хозяйство», и решил вернуться в транспорт. Меня назначили заместителем управляющего «Ачинским транспортным трестом». Три года пробыл на этой должности – курировал перевозки в пяти городах и десяти западных районах края, а в 1990 году пришёл в «Пассажирское автотранспортное предприятие». Не думал, что задержусь надолго, а оказалось – на треть жизни: директором стал в 36 лет, а ушёл в 54.

— Что из себя представляло ПАТП в годы расцвета?

— Это 630 сотрудников и более 200 единиц различной техники, которая обслуживала Ачинск, а также Ачинский, Бирилюсский, Большеулуйский, Козульский районы. Например, каждый день только для перевозки работников НПЗ и специалистов, которые завершали строительство объектов завода, выезжали 60 заказных автобусов.

Руководство ПАТП, 2004 год.

А потом начались совсем другие времена. Чтобы нас не выкинуло с дороги на резком повороте к рыночной экономике, мы первыми в крае, а может, и во всей России, заключили с горисполкомом договор о перевозках. Раньше было как: существовало предприятие, на котором лежала обязанность возить жителей города и района. У власти всегда были «хотелки», но не было никаких обязательств. Где взять кадры и технику – всё это было головной болью треста и краевого транспортного управления. А время наступило такое, когда нужно было учитывать не только социальную, но и экономическую составляющую. Первый секретарь горкома Владимир Чайковский пошёл навстречу: по сути, благодаря этому договору мы урегулировали все отношения между перевозчиком и властью – по сути, заказчиком. Через год мы по аналогии мы заключили такие же договоры и с районами. После этого ПАТП начало развиваться. НПЗ купил собственный автопарк, а высвободившиеся автобусы, достаточно потрёпанные к тому времени, мы не стали списывать – капитально ремонтировали и пускали в эксплуатацию. Стали развивать междугородные перевозки, организовали филиал в Бирилюсском районе. Но самое главное – что у нас было много квалифицированных кадров. Говоря техническим языком – это хорошие детали; моей задачей было собрать из них действующий механизм. В то время специалистов действительно учили – учили постоянно, на различных уровнях. Было с кого брать пример, были руководители-личности. А сейчас, к сожалению, наступило время непрофессионалов-самоучек… Ждать каких-то прорывов в такой ситуации очень сложно.

— Почему вы пошли в депутаты горсовета?

— Действительно, я избирался в горсовет на протяжении трёх созывов. Два из них возглавлял комиссию по экономике и финансам. Романтики не было – сугубо прагматика: хотелось, чтобы развивалось предприятие, и депутатские полномочия, конечно, в этом в некоторой степени помогали. Последний созыв пробыл не до конца – предложили должность заместителя главы района по экономике.

— Но в 2007 году вы баллотировались и на должность главы Ачинска…

— Да, на тот момент было понимание, что я, прожив в городе уже 40 лет, могу многое для него сделать. Не выбрали – теперь понимаю, что к счастью: наверное, ещё одного инфаркта я бы не пережил. Но ни о чём не жалею.

— Приближается 340-летие Ачинска: что вы думаете о его развитии?

— В силу отдалённости я не готов судить о том, все ли возможности сегодня использует власть. Хотя и так понятно, что в данный момент они сильно ограничены. Думаю, нужно терпимо относиться к тому, что есть. Но если говорить в целом – конечно, за три десятилетия ситуация в городе существенно изменилась. Например, уборка дорог сейчас и в 90-е – это небо и земля. Было время, когда улица Ленина зимой превращалась в жёлоб: два автобуса, проезжая навстречу друг другу, могли соприкоснуться крышами. Сейчас, конечно, совсем другие технические возможности, поэтому и другой уровень обслуживания. Но с другой стороны, если уж сравнивать времена, раньше всё было гораздо проще и понятнее. Хотя мне и сейчас многое понятно – но говорить об этом, думаю, не стоит.

Василий Кириллов с внуком, 2019 год.

— Что вам сейчас приносит радость?

— Самые простые вещи: хорошая погода, работа в огороде, прогулки с собакой, поездки на родину… Внучка оканчивает университет, внук перешёл в третий класс – тоже радость.

— Чего бы вы пожелали самому себе на день рождения?

— Не я эту формулировку придумал, но я с ней полностью согласен: дожить до конца своих дней на своих ногах, в своём уме и не быть никому обузой.

— Что испытываете сейчас, когда проезжаете мимо ПАТП?

— Уже ничего – всё-таки прошло более 15 лет с моего ухода. Даже первое время иногда заходил на территорию: всё знаю, всё вроде бы родное, но уже – чужое…

Николай Захаров, директор ООО «Сервис-Центр», в 90-х – заместитель директора автокомбината, бывший первый заместитель (исполняющий обязанности) главы Ачинска.

Автор