25.04.2024

Квитанционный смотритель: как специалист в ЖКХ помогал ачинцам разобраться в платёжках за отопление

Ещё не остыло возмущение горожан от сумм в декабрьских квитанциях за отопление, как тема в очередной раз была подогрета на внеочередном заседании Общественного совета по ЖКХ. Его члены решили до конца разобраться, с чем всё-таки было связано резкое увеличение стоимости услуги и можно ли впредь его избежать. Для этого на заседание пригласили также представителей управляющих компаний и ресурсоснабжающей организации.

«КАЖДАЯ КОПЕЙКА НА СЧЕТУ»

Заседание открыл глава города Игорь Титенков. Он напомнил, что схема предоставления гражданам коммунальных услуг регламентирована несколькими законами, где чётко прописано, как нужно действовать, если в этой схеме случаются сбои. В частности – как правильно фиксировать низкие температуры в жилых помещениях, чтобы потом сделать собственникам перерасчёт.

— Но ресурсоснабжающее предприятие и управляющие компании отнеслись к этому… Вроде как ничего страшного не произошло, – пояснил Игорь Петрович. – Но нет, коллеги, давайте всё-таки работать по-другому. Вы знаете, что финансовое положение граждан сейчас не очень простое, у людей каждая копейка на счету. И администрация города в такой ситуации просто обязана встать на защиту жителей.

Напомним, мэр настаивает на том, чтобы жителям Ачинска, в квартирах которых в морозы конца ноября – начала декабря было холодно, сделали перерасчёт за отопление. Но ни одному ачинцу перерасчёт не был сделан, хотя в одну только Единую дежурно-диспетчерскую службу поступило 300 жалоб. Причина – нет оснований. В том числе и потому, что были неверно составлены акты.

Чтобы подобного впредь не повторилось, для проведения жилищно-коммунального ликбеза глава города пригласил из Красноярска Романа Казакова, председателя краевого движения «Народный контроль в сфере ЖКХ».

Поднявшись на трибуну, Роман Владимирович начал издалека – с общей ситуации на рынке управления многоквартирными домами в стране. Интереснее стало, когда эксперт огласил рейтинг управляющих компаний Ачинска, которых насчитывается 13. Как выяснилось, пьедестал почёта занимают «Центр управления МКД», «Сибирский город» и «ГорЖЭК».

Дальше – ещё ближе к теме.

— Что касается перерасчёта… Постановление правительства № 354 подробно описывает регламент действий управляющей компании и собственников: при поступлении информации о несоответствии температуры представители УК в течение двух часов (или любое другое время, удобное для потребителя) должны прийти, чтобы это зафиксировать, а затем предпринять все необходимые меры, чтобы это нарушение было устранено. После – составить второй акт, фиксирующий прекращение нарушения. За период между этими двумя актами потребителю и должны скорректировать плату.

«ВЕСЬ ГОРОД БЫЛ ШОКИРОВАН»

Роман Владимирович завершил выступление, и к нему начали поступать вопросы. В частности, член Общественного совета Сергей Пестерев поинтересовался:

— Когда мы получили квитанции за отопление, весь город был шокирован. Можно ли инициировать проверку – правильно организация сделала начисления или нет?

Казаков ответил подробно:

— Нельзя проверить работу организации в целом, потому что это хозяйствующий субъект, который в этом смысле защищён законодательством. Но вы, как отдельный потребитель услуги, вправе обратиться в «Теплосеть» и проверить правильность начислений по своей квартире и по вашему дому. В частности, вы вправе запросить показания общедомового прибора учёта тепловой энергии. Разделив количество гигакалорий на площадь дома, вы поймёте, сколько пришлось на один квадратный метр. Зная площадь своей квартиры, несложно вычислить, сколько гигакалорий потребило именно ваше жильё. Умножив этот объём на тариф, вы легко проверите корректность начисления.

Ещё у одного члена Совета, Натальи Маслобойниковой, возник другой вопрос к приезжему специалисту:

— Если обращаешься в управляющую компанию за какой-либо документацией по своему дому, там требуют письменное заявление. Насколько это законно? И второй вопрос: имеет ли право председатель Совета дома получить доступ к общедомовому прибору учёта?

— По первому вопросу: всё взаимодействие с управляющей организацией необходимо осуществлять с помощью переписки – бумажной или электронной, – пояснил Казаков. – Потому что любое устное обращение может быть проигнорировано. Ответ на второй вопрос: только в том случае, если это полномочие закреплено в договоре на управление домом. Если его нет – значит, нужно провести собрание и внести этот пункт в договор.

ОБЪЁМ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ

Владимир Анфимов, ещё один член Общественного совета, вряд ли планировал в этот день выступление перед публикой. Но когда он выдвинул свою версию переплаты за отопление – она возникла не только потому, что в морозы вода была горячее, чем обычно, но и из-за того, что возрос объём подачи – его тоже попросили подняться на трибуну.

— Чтобы было понятно: наливаем воду температурой 70 градусов в стакан и в трёхлитровую банку, – начал объяснять Владимир Владимирович, как он выразился, на уровне физики за седьмой класс. – Температура у них одинаковая, а объём – разный. От кого теплоотдача будет выше? Конечно, от банки. Так и с нашими домами. Увеличивается объём воды – тепла становится больше – растут гигакалории. Например, в ноябре я заплатил за отопление 2300 рублей, а в декабре – 5000! Потому что в ноябре наш дом потребил 25 гигакалорий, а в декабре – 49.

— Так что делать-то? – раздался из зала чей-то голос с ноткой отчаяния.

Выход из ситуации, по мнению Анфимова, заключается в регулировке внутридомового оборудования. И заняться этим должна управляющая компания в соответствии с рекомендациями ресурсоснабжающей организации. Главный инженер «Центра управления МКД» Михаил Балоночкин отнёсся к этому скептически, пояснив,что такая балансировка даст эффект только в том случае, если в каждой квартире оборудование будет в состоянии, соответствующем проекту: «Нельзя наладить гидравлику, если где-то забита батарея или стояк, если вместо чугунной батареи установлена биметаллическая, а вместо железной трубы – полипропиленовая», – считает Михаил Александрович.

Тем не менее, такой эксперимент решили всё-таки провести – в доме № 24 по улице Калинина, где как раз и проживает Анфимов. В течение часа специалисты занимались регулировкой гидравлики, но насколько эксперимент окажется полезным – мы узнаем только через месяц, когда появятся объективные цифры.

P.S. На следующий день после заседания Общественного совета по ЖКХ в Ачинск, по иронии судьбы, опять нагрянули крепкие морозы. Правда, в этот раз они длились всего три дня, и, судя по соцсетям, никто массово не жаловался: тепло в дома подавалось исправно. 

А вот ударит ли этот комфорт по нашему карману – узнаем из февральских квитанций.

Автор