22.11.2024

Девушкам в небе – место!

Наталья Нестерова (Писаренко) рассказала о профессии пилота, реакции пассажиров на женщину за штурвалом и своём первом полёте

Наталье Нестеровой 24 года, она – второй пилот и наша землячка: жила в Ачинске, здесь же окончила школу № 17. Говорит, в девятом классе всерьёз задумалась о дальнейшей профессии. И выбор, неожиданно для родителей и друзей, пал на гражданскую авиацию. Вспоминает, как испугалась за неё мама, посоветовав Наташе отдать предпочтение «более безопасной работе». Но переубедить девушку было невозможно…

Неземной выбор

Откуда же у подростка из небольшого сибирского города мечта о небе?

— Мой дедушка Виктор Иванович Синкевич трудился в ачинском аэропорту техником: он много рассказывал о своей профессии, брал меня с собой на работу, показывал самолёты и даже однажды разрешил посидеть в кабине. Но я ошибочно всегда считала, что девушке стать пилотом – практически нереально. А дед поэтапно объяснил, какие шаги необходимо предпринять для осуществления своей мечты. Правда, когда позже озвучила, что всё-таки пойду учиться на пилота, он сильно удивился. Но не отговаривал, а наоборот – помогал советами, – рассказывает Наталья Нестерова.

По словам девушки, в России достаточно образовательных учреждений, где обучают на пилотов воздушных судов. Наталья, пройдя достаточно серьёзный конкурс в 20 человек на место, поступила в Красноярское лётное училище гражданской авиации. Из десятков студентов – будущих лётчиков, на курсе было всего две девушки. Но, как говорит наша героиня, поблажек преподаватели не делали, а временами даже казалось наоборот – завышали требования. Но это только раззадоривало: кто это тут не сможет управлять самолётом?

Интересно, что после получения диплома с квалификацией «пилот» выпускники должны дополнительно сдавать экзамены на знание английского языка. Это – обязательное требование практически во всех российских авиакомпаниях: пилоты должны уметь изучать самолёты, характеристики которых сплошь – на иностранном языке. После учёбы – всё как у обычных людей с «наземными» профессиями: рассылка резюме, собеседования и так далее. Наталью Нестерову приняли на работу в компанию «Nordwind Airlines» – относительно новую компанию, образованную в 2008 году. Кстати, муж Натальи Степан тоже трудится пилотом, но в другой авиакомпании – управляет «Boeing-737». С молодым человеком, к слову, тоже ачинцем, девушка познакомилась ещё на первом курсе лётного училища.

— После трудоустройства в авиакомпанию пилоты проходят переобучение, в моём случае на большой пассажирский лайнер «Airbus A321»: самолёты – это не автомобили, каждый тип воздушного судна имеет свои особенности; освоить один самолёт – не значит освоить все. И сразу в самостоятельный полёт, вторых пилотов, конечно, тоже никто не отправит. Четыре рейса я летала в качестве наблюдателя, ещё несколько – под присмотром инструктора. А после – повторная сдача тестов и испытаний на симуляторе и только тогда ты – официальный второй пилот самолёта, – объясняет Наталья Нестерова.

Полмира с высоты птичьего полёта

— Вы помните свой первый полёт? Волновались?

— Волнение присутствовало, тем более что в первый мой полёт командир сразу доверил посадку лайнера. Но с волнением я справилась, и посадка прошла хорошо, хотя, как мне сейчас кажется, могла бы быть ещё лучше. Первый полёт – это невероятные ощущения, которые сложно описать словами. За твоей спиной – 220 пассажиров: ты отвечаешь не только за себя, но и за каждого из этих людей.

— Случались ли в вашей лётной практике экстренные приземления?

— Нет. Но был один случай: пассажиру на борту стало плохо, и мы начали готовить самолёт к посадке на ближайшем аэродроме. Однако бортпроводники смогли оказать человеку квалифицированную медицинскую помощь, и мы благополучно завершили рейс.

Кстати, обычная практика авиакомпании – частая смена членов экипажа: согласно международным стандартам, состав команды постоянно должен меняться. Считается, что так пилоты более объективны, бдительны и внимательны. Хотя никогда и не подумаешь, что до полёта командир и второй пилот были незнакомы: настолько их действия отлажены и профессиональны.

По словам Натальи Нестеровой, благодаря своей профессии она облетела уже почти всю планету: была во многих уголках не только России, но и мира. А в Турции даже жила 1,5 месяца, совершая рейсы с отправкой из местного аэропорта. Сейчас основной упор компания делает на внутренние рейсы. Но и они, как утверждает наша героиня, не менее интересны.

На полпути к цели

«Добрый день, вас приветствует командир корабля *** и второй пилот Наталья Нестерова», – слышат пассажиры авиакомпании «Nordwind Airlines» перед полётом. Реагируют по-разному: находятся, не скрывает наша героиня, и скептики.

— Иногда люди спрашивают у бортпроводников: «А как девушка будет управлять самолётом?». У пассажиров факт наличия женщины среди членов экипажа вызывает удивление и интерес. Я к подобным вопросам отношусь спокойно, ведь в России женщины-пилоты и правда довольно редкое явление. Хотя в нашей авиакомпании есть женщины-командиры воздушных судов, – объясняет Наталья.

Изредка, признаётся девушка, и среди коллег встречаются те, кто всем своим видом показывает: девушкам в небе – не место. Не вдаваясь в объяснения, Наталья своей работой и высоким профессионализмом доказывает обратное.

У второго пилота Натальи Нестеровой более 900 лётных часов. Для того, чтобы подать заявку на должность командира экипажа, необходимо 2000. Можно сказать, половина пути до намеченной цели пройдена. То, что наша героиня пройдёт и второй отрезок пути, мы нисколько не сомневаемся, ведь за три года за штурвалом она ни разу не пожалела, что «наземным» профессиям предпочла небо. А если человек так любит свою работу, то ему любая задача по плечу.

— Во время каждого полёта чувствую эйфорию, особенно на посадке, когда управляешь самолётом – такой огромной машиной. Если посадка проходит мягко, с работы я всегда возвращаюсь с улыбкой на лице…

ДОСЬЕ

Имя, возраст: Наталья Нестерова (Писаренко), 24 года.

Родина: Ачинск.

Учёба: школа № 17, красноярский филиал Санкт-Петербургского университета гражданской авиации.

Должность: второй пилот «Airbus A321» в компании «Nordwind Airlines».

Автор