27.07.2024

Полёты в мечтах и наяву: ачинец Артём Хаширов десять лет покоряет небо

Среди множества профессий есть те, которые привлекают своей романтикой, но при этом остаются самыми сложными и ответственными. В детстве многие мечтают подняться в небо, взглянуть на землю с высоты птичьего полёта, посетить различные города и страны. Для героя этого материала, простого парня из Ачинска Артёма Хаширова, мечта о небе стала реальностью десять лет назад…

— Артём, как вы попали в гражданскую авиацию? С детства мечтали о небе?

За полгода до окончания школы мама, Нина Витальевна – вскользь упомянула о специальности авиадиспетчера. Интернета тогда не было, и я по крупицам собирал информацию об этой профессии. Позже окончил Санкт-Петербургский госуниверситет гражданской авиации им. А. А. Новикова. Устроился диспетчером в Новосибирский центр управления полётами. Авиадиспетчер – прекрасная профессия: ответственная, требующая постоянного совершенствования, достойно оплачиваемая. Помню свои эмоции, когда впервые общался с экипажами воздушных судов, выдавая им команды и принимая доклады.

— Но как же вы переквалифицировались в лётчика?

— Когда работал диспетчером, пилоты воздушных судов казались для меня суперкрутыми ребятами. Видимо, эти ощущения и подтолкнули продолжить обучение в лётном училище гражданской авиации. Путь к небу достаточно непрост. Это постоянная учёба, тесты и зачёты, медицинская комиссия. После окончания училища я устроился в одну из ведущих авиакомпаний страны – «Аэрофлот». До этого момента за границей был лишь однажды, а тут уже на практике стал изучать географию нашей планеты. Регулярные рейсы были в Париж, Лондон, Амстердам, Барселону, Дубай и так далее.

— Какой у лётчиков гражданской авиации рабочий график?

— В последние годы количество международных рейсов значительно сократилось, и сейчас мы летаем гораздо меньше – всего два-три раза в неделю. Раньше много бывали в Европе, стандартный график в «Аэрофлоте» был шесть через один: шесть дней работаешь, 42 часа даётся на отдых.

— Куда особенно нравится летать?

— Один из моих любимых рейсов – дневной Ереван. Снижение начинается над кавказским хребтом, вблизи вершины Казбек, восточнее маршрута остаётся Эльбрус. Далее снижение проходит по подножию горы Арагац вдоль границы с Турцией, курсом на самую высокую вершину армянского нагорья — гору Арарат, которая находится на территории Турецкой республики. Далее доворот влево, и прямо по курсу в долине на высоте около 1000 метров над уровнем моря располагается город Ереван. Очень дружелюбный народ, всегда приятно радуют цены в местных магазинах, свежие овощи практически круглый год, а летом здесь можно купить самые вкусные абрикосы на свете. Вылет не менее красив: маршрут проходит уже с обратной стороны горы Арагац, отчётливо видно озеро Севан и грузинские деревни в долинах, дома на краю обрывов: всё как у Данелия в фильме «Мимино»!

— Случались какие-то курьёзные случаи, связанные с полётами?

— Как-то в Ачинск приехала известная актриса Ирина Алфёрова. После её выступления моя тётя хотела получить автограф, но не удалось. На следующий день актриса летела в Москву рейсом, где командиром был я. Где-то уже на эшелоне, я подошёл к Ирине Ивановне и тактично попросил автограф. Кстати, за всю мою карьеру отказа на совместное фото или автограф от популярных людей я не получал, с пилотами эта категория граждан максимальна дружелюбна. Ещё был комичный случай в аэропорту города Штутгарт. После посадки произошло повреждение одной из гидросистем самолёта, рейс задержали почти на сутки. Нас разместили в отеле, в котором был СПА-комплекс. Греюсь в сауне, прикрытый полотенцем и в нижнем белье, вдруг заходят две семейные пары, а жёны – топлес… Было немного неловко. Вот так иногда приходилось знакомиться с культурами других стран.

— А серьёзные, внештатные ситуации, часто происходят на борту?

— Есть ситуации аварийные, а есть – нестандартные. Вот последние происходят регулярно, и это обычная практика. Кстати, основная задача командира воздушного судна – вовремя принять единственно верное решение, за которое впоследствии придётся нести ответственность. Бывают, конечно, случаи, когда ответственность можно разделить с вышестоящими командирами, службой технической поддержки, центром управления полётами, но сделать это можно, когда воздушное судно ещё находится на земле.

— Каковы, на ваш взгляд, основные причины современных авиакатастроф?

— Крушение самолётов происходит из-за цепочки событий, им предшествующих. Яркий тому пример, столкновение двух воздушных судов над Боденским озером в 2002 году. У нас в обществе принято считать виновным в этой трагедии авиадиспетчера Петера Нильсена. Но не только он допустил ошибку. Причиной катастрофы стала череда событий: Нильсена просто подвели к этой ошибке. В нарушение всех правил, он остался в зале управления один, и именно в ту же ночь служба радиотехнического обеспечения отключила для проведения регламентных работ систему, которая предупреждает авиадиспетчера о конфликтной ситуации в воздухе, а пилоты Ту-154, получив команду от аналогичной, но уже бортовой системы, выполнили неправильные действия. В итоге погиб 71 человек.

— Птицы могут стать причиной крушения воздушного судна?

— Очень маловероятно. У меня был подобный случай: на взлёте в Уфе мы сбили огромную сову. Был сильный удар в двигатель, пошла достаточно ощутимая вибрация на фюзеляж, пассажиры начали проявлять беспокойство. Но двигатель продолжил свою работу. Согласитесь, сложно назвать эту ситуацию аварийной. Кстати, мало кто из рядовых пассажиров знает, но самолёт способен планировать и без двигателей…

Что скажете тем, кто только мечтает о небе?

— Основой всего является мечта и правильная постановка цели, пускай даже на первый взгляд кажущейся слегка агрессивной!

 

Краткое досье:

Имя, возраст: Артём Хаширов, 37 лет.

Родной город: Ачинск, сейчас живёт в Москве.

Опыт работы: более 10 лет в авиакомпании «Аэрофлот».

Налёт: около 6500 часов.

Должность: капитан «Airbus А320».

 

Правда и мифы о гражданской авиации

— Во время полёта командиров и пилотов кормят разной едой.

— Правда, чтобы исключить случаи пищевого отравления у обоих лётчиков одновременно

.

— Работающие телефоны мешают радиосвязи пилотов с наземными службами, что может привести к катастрофе.

— Миф. Современная навигация давно работает по средствам спутников, GPS. Отключать телефоны перед полётом просят, наверное, чтобы у пассажиров не разряжались аккумуляторы.

— Лётчики имеют преференции при покупке билетов.

— Правда, мы приобретаем билеты у работодателя со значительной скидкой, а раз в год можем бесплатно слетать с семьёй к морю!

— Лётчики – очень суеверные люди.

— Правда. Мы не пришиваем перед вылетом пуговицы и никогда не говорим «последний полёт» – только «крайний».

— В связи с последними событиями на российских авиалиниях стало небезопасно летать.

— Миф. Слово «риск» – не про гражданскую авиацию. Если самолёт неисправен, командир вправе не выполнять полёт на данном воздушном судне. Никто из руководства на принятие подобных решений повлиять не может, и даже не будет делать такие попытки – по крайней мере в авиакомпании «Аэрофлот» это исключено.

— Пилоты гражданской авиации получают до 500 тысяч рублей в месяц.

— Данная информация относиться к коммерческой тайне, но могу сказать одно — сейчас зарплаты значительно ниже.

Автор