27.04.2024

На всё воля «Харона»

Почему в Ачинске пренебрегают антиковидными мерами

В Ачинске зарегистрировано более двух тысяч подтверждённых случаев заражения ковид-19, ежедневный прирост – до 20 человек. Несмотря на заверения главного врача АМРБ Дениса Лебедева о нормализации ситуации, обстановка продолжает оставаться напряжённой. Чиновники, политики, медики утверждают – люди сами во всём виноваты, пренебрегают антиковидными мерами: отказываются носить маски, не соблюдают дистанцию и так далее. На борьбу с простым людом и малым бизнесом вышли полицейские, Роспотребнадзор, мэрия и даже Росгвардия. Из пресс-релиза администрации Ачинска «…за выходные мобильные группы составили 80 протоколов об административном правонарушении на основании ст. 20.6.1 КоАП «Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе её возникновения».

Кажется, ответственные лица делают всё, чтобы предотвратить распространение опасной заразы в Ачинске. Бросать пыль в глаза у нас в городе умеют искусно, хоть курсы мастерства открывай. Как стало накануне известно «А», в то время пока народ и ИП нещадно штрафуют, отбирая последнюю копейку, те же надзорные органы абсолютно безучастны к нарушениям более массовым и серьёзным.

В ПОСЛЕДНИЙ ПУТЬ

Прежде чем мы расскажем небольшую историю, сделаем важную ремарку. За достоверность приведённых фактов, реальность действующих лиц и места действия редакция ручается: корреспонденты «А» своими глазами видели произошедшее.

На прошлой неделе в Ачинске скоропостижно скончался некий гражданин Н. В последний путь его провожали со всеми подобающими почестями. Прощались с умершим в зале прощания ритуальной фирмы «Харон», что на улице Льва Толстого. Забирала из морга, кстати, машина этого же похоронного агентства. В солнечный день, который никак не вязался со столь печальным событием, в небольшом помещении прощального зала собралось больше 50 человек. Вереницей люди шли к гробу, чтобы отдать дань уважения усопшему. Как и полагается в таких случаях, пришедшие минут по десять находились рядом с покойным, ещё какое-то время тихо переговаривались между собой на улице, после чего возвращались к обычным делам.

Через час после начала церемонии прощания, согласно мусульманским обычаям, а покойный был именно этой веры, гроб повезли в мечеть, чтобы, вероятнее всего, там совершить обряд омовения тела и прочтения молитвы. К моменту, когда «ГАЗель» похоронного агентства «Харон» доставила усопшего к месту назначения, здесь уже собралось не меньше ста человек. Количество припаркованных рядом с мечетью машин говорило именно о таком количестве участников исламского обряда.

Вот и вся наша история, прочитав которую читатель логично задаст вопрос: что в описанных нами событиях не так? Объясняем…

НИ НАДЗОРА, НИ СОВЕСТИ

Во-первых, и, наверное, это самый главный аргумент «против» – в справке о смерти у покойного значилось «ковид-19». Как уже ранее писала «А», в случае смерти от «короны» запрещены традиционные ритуалы прощания. В морге тело обрабатывают дезинфицирующим раствором, упаковывают в специальный пакет, кладут в гроб и наглухо закрывают. Сотрудники ритуальной службы, разумеется, в защитных костюмах, масках и перчатках увозят гроб на кладбище. Не куда бы то ни было, а только на кладбище – других вариантов быть не должно. На кладбище родственники, соблюдая дистанцию, могут лишь бросить в могилку землю. Прикасаться к гробу и тем более открывать его запрещено. Вот что об опасности заразиться от покойного с ковид-19 говорят в Роспотребнадзоре: «Вирус не исчезает одновременно со смертью больного. В течение нескольких дней он может сохраняться в тканях тела. Поэтому стоит соблюдать меры предосторожности и избегать прямых контактов с телом умершего».

Пренебрегая всеми правилами, покойного Н. привезли в Зал прощания в открытом гробу, сбитом на скорую руку из необрезанной доски. Правильнее сказать – в нижней части гроба, так как верхняя в принципе отсутствовала. Мало того, усопший был просто обёрнут покрывалом (в Исламе – саван. – Прим. авт.). Поместили ли тело, как полагается, в пакет, редакции доподлинно неизвестно. Равно как и то, сколько человек из 50 заразились во время нахождения у тела усопшего в Зале прощания. А такие примеры, увы, в России уже не единичны.

Далее, как мы помним, процессия последовала в мечеть, где, предположительно, произошло омовение, при котором, разумеется, тело из пакета должны были вынуть. Возможно, кто-то скажет, что на мусульманские обряды антиковидные меры не распространяются, и будет не прав. Ещё в апреле Совет улемов Духовного управления мусульман России разрешил хоронить умершего от коронавирусной инфекции без омовения. Заключение опубликовано на сайте Духовного управления мусульман России. Совет улемов считает, что «…ввиду опасности распространения коронавирусной инфекции и заражения ею других людей, в первую очередь тех, кто участвует в омовении тела покойного, допустимо захоронение тела без омытия (гусль) и без совершения таяммума (очищение песком или специальным камнем, совершаемое в особых случаях вместо омовения водой), если совершение этого становится невозможным». В этом вопросе, считают богословы, надо следовать рекомендациям Минздрава РФ, в том числе усопшего можно хоронить в гробу, если захоронение в саване представляет опасность здоровью и жизни людей

Очевидную опасность похоронные агентства и представители мусульманской веры в Ачинске напрочь игнорируют. И вот почему…

НАРУШАТЬ РАЗРЕШЕНО

Ещё за день до церемонии прощания из собственных источников «А» было известно о планируемых мероприятиях. Разумеется, мы забили во все колокола. А именно, обратились на горячую линию Роспотребнадзора и объяснили ситуацию. Нас, внимательно выслушав, направили в министерство здравоохранения Красноярского края. Звонку корреспондента специалисты ведомства, мягко скажем, удивились и посоветовали сообщить о фактах правонарушения в полицию. Мы бы, наверное, так и сделали, если бы до этого уже не получили из ачинского отдела полиции отворот поворот. Правоохранители утверждали, что не имеют отношения к соблюдению противоэпидемиологических мер. Даже напоминание о том, что полицейские регулярно принимают участие в составлении протоколов на простых граждан, не дал должных результатов – фиксировать нарушение люди в погонах наотрез отказывались.

Правда, во время предполагаемой церемонии омовения редакция сделала ещё одну попытку достучаться до полицейских, позвонив в дежурную часть полиции. Устное заявление здесь приняли, но не сказали, последует ли за ним какая-либо реакция. Спустя 2,5 часа после нашего обращения позвонил участковый – уточнить, где именно совершается правонарушение. На наше удивление относительно времени реагирования, полицейский пояснил, что работает один на весь город, и как только освободился – поехал. Разумеется, к моменту прибытия человека в погонах в мечети уже никого не было.

Это и есть ответ на вопрос, почему так бесстрашно в городе пренебрегают мерами безопасности. Да потому что знают – принцип неотвратимости наказания в Ачинске не больше, чем пустой звук.

ОТ РЕДАКЦИИ

Главная проблема пандемии коронавируса – не недостоверность тестов, не нехватка врачей и лекарств. Проблема сегодняшнего времени – лицемерие и двойные стандарты. И бороться надо именно с этим. Мы давно живём в мире абсурда, когда одно постановление противоречит предыдущему, когда для одних – запрет и строгое нельзя, а для других – «как с гуся вода».

Кажется, мы привыкли, что с голубых экранов, из пресс-релизов ангажированной прессы нам говорят, что все силы брошены на борьбу с ковидом-19, а на деле это не более, чем фарс. Хотя другого люди уже и не ждут. Но одно дело – быть недовольным системой, непосредственно с ней не сталкиваясь. Совсем иначе смотришь на вещи, когда тебе элементарно нельзя проститься с близким человеком «как положено» в то время, как другим дозволено устраивать пышные похороны, в обиход всех правил.

«А» с понимаем и сочувствием относится к горю и утрате близкого человека. Но! Редакция напоминает (вдруг, кто забыл): закон – для всех один, его должны соблюдать все, вне зависимости от социального статуса, вероисповедания, цвета кожи, образования и прочего.

Редакция направит запросы относительно произошедшего во все надзорные ведомства. Мы всё ещё надеемся на объективность контролирующих органов, внимание которых пока что нацелено исключительно на простых граждан, в большинстве случаев не имеющих возможности за себя постоять.

Автор