27.04.2024

Алексей Немеров: «АГК всегда был на шаг впереди проекта «Чистый воздух»

В этом году Ачинск был включён в федеральный проект «Чистый воздух». Что это означает, как будет реализовываться проект и улучшит ли он нашу жизнь? Об этом мы решили поговорить с экспертом: человеком с большим стажем эколога, кандидатом технических наук, членом городского Экологического совета, директором по экологии и качеству АГК Алексеем Немеровым. Но начали с того, что важно здесь и сейчас: недавно в Ачинске объявлялся режим неблагоприятных метеорологических условий, причём второй степени опасности. В течение нескольких дней предприятия должны были снизить выбросы до 40 процентов.

— Алексей Михайлович, судя по тому, что превышений ПДК надзорными органами не обнаружено, это условие было выполнено…

— Безусловно, выбросы снижаются, в этом никаких сомнений быть не может – все предприятия контролируются надзорными органами. Но я бы в очередной раз хотел обратить внимание на некорректность термина «чёрное небо». Да, в Минусинске, например, нет почти никакого производства, но режим НМУ тоже вводится, потому что там есть печное угольное отопление. Из-за того, что город находится в котловине, все выбросы остаются над населённым пунктом. А вот в Ачинске во время НМУ никакого чёрного неба нет: напротив, количество выбросов значительно сокращается, а те, что есть, из-за безветрия «висят» над промплощадкой. Поэтому над городом небо – абсолютно чистое. Я предпочитаю использовать правильный природоохранный термин – режим неблагоприятных метеоусловий; как раз он и объясняет отсутствие превышений в городе.   

— Поскольку интервью выходит перед праздниками, давайте подведём некоторые итоги 2023-го: что на АГК сделано в плане экологии?

— В этом году мы завершаем цикл замены электрофильтров на всех десяти печах спекания. Эта работа была начата в 2014 году, в среднем замена пары фильтров занимает полтора-два года. Начало ремонта резервных фильтров означает, что мы выходим уже на «второй круг».

Кроме того, в этом году угольные мельницы цеха спекания были переведены на систему газоочистки с применением рукавных фильтров, которая позволяет оборудованию работать в параметрах, заданных нормативах природоохранного законодательства.

Также в 2023 году мы заключили договор на установку газоанализаторов на всех трубах комбината. Датчики контроля помогут постоянно, в реальном времени, фиксировать объём и состав выбросов. Апробация начнётся в будущем году и займёт некоторое время. После того как систему полностью отладят, информация будет также передаваться на сайт министерства экологии Красноярского края. Кстати, мы не первопроходцы в этом направлении: такие данные в онлайн-режиме уже публикует Красноярский алюминиевый завод.

Ещё один значимый проект, который был завершён в 2023 году, – рекультивация участков, прилегающих к шламовой карте: 42 гектара. Теперь земля полностью соответствует критерию сельскохозяйственного назначения, есть соответствующее заключение надзорных органов. Продолжается рекультивация и откосов шламовых карт – площадь озеленения уже превысила 210 тысяч квадратных метров; работа продолжится и в будущем году.

Ну и раз уж мы заговорили о шламе… Как всем известно, готовится проект строительства объездной трассы мимо Ачинска. Буквально несколько дней назад в наш город приезжал первый заместитель губернатора Сергей Верещагин, в том числе он побывал и на комбинате. Мы с ним обсудили возможность вторичного применения нашего нефелинового шлама, у которого есть необходимые сертификаты, разрешающие его использование в том числе в дорожном строительстве. Надеюсь, что этот вопрос получит своё развитие. Как нам кажется, это обоюдовыгодное предложение как с экономической, так и с экологической точки зрения: строитель получит дешёвый и качественный материал, а мы – определённую «разгрузку» шламовых карт.

— Алексей Михайлович, разговоры о вхождении Ачинска в федеральную программу «Чистый воздух» шли давно, и в сентябре это наконец-то случилось. Прошло три месяца: что известно?

— Сейчас мяч, если пользоваться футбольной терминологией, находится на стороне надзорных органов и краевого министерства экологии, которые разрабатывают сводные расчёты. Они помогут определить, какие вещества выбрасываются в атмосферу Ачинска, и какие из них нужно снижать. Речь идёт не только о промышленных предприятиях, но и об автономных источниках теплоснабжения, транспорте и так далее.

Предыдущие расчёты готовились в прошлом году. Согласно полученным данным, ежегодно в атмосферу города выбрасывается 75 тысяч тонн загрязняющих веществ. Из них доля АГК, согласно статистике, – 35 тысяч, то есть 46 процентов. К примеру, градообразующее предприятие Норильска выбрасывает 1 млн 779 тысяч тонн, Назаровская ГРЭС – почти 44 тысячи тонн.

— По-моему, ранее озвучивалась другая цифра: «вклад» АГК – не 46, а 80 процентов?

— Путаница происходит из-за того, что когда говорят о 80 процентах – берутся во внимание только стационарные источники. Однако это некорректно: нужно учитывать все загрязнители атмосферы, в том числе транспорт, печное отопление, коммерческие котельные. А во-вторых, глинозёмный комбинат нередко отождествляют со всей промплощадкой АГК, на которой работает ещё несколько предприятий, в том числе не федеральной экологической поднадзорности.

— Что будет после того, как выведут эти самые сводные расчёты?

— Расчёты покажут: в каком районе города какие загрязняющие вещества являются основными, кто их «производит» и какие, соответственно, нужно снижать. Но уже сейчас, по опыту предыдущих исследований, можно сказать, что будут обнаружены взвешенные вещества – говоря по-простому, пыль. Её источник – и объездная трасса, и городские дороги, которые зимой посыпаются противогололёдными материалами, и, безусловно, комбинат, в выбросах которого содержатся взвешенные вещества: примерно половина из тех самых 35 тысяч тонн. Однако напомню, что с 2015 года комбинат работает в рамках установленных предельно допустимых выбросов, и экологическую модернизацию производства мы проводим в первую очередь для того, чтобы не пересекать эту «красную черту». То есть, по сути, мы ещё несколько лет назад оказались на шаг впереди проекта «Чистый воздух».

Что касается других загрязняющих веществ – сводные расчёты должны быть готовы к июню следующего года, после чего мы начнём разработку собственной программы по снижению уровня загрязнения. Если, к примеру, в атмосфере выявится любое новое вещество – нужно будет разработать, в том числе привлекая научное сообщество, дополнительную систему газоочистного оборудования, которая с помощью другого соединения может его улавливать. Строго говоря, таких систем в России пока нет, но на комбинате уже имеются определённые наработки по этому направлению – потому что мы всегда работаем на перспективу.

— Но это ещё и вопрос времени…

— Конечно. Чтобы понять, как сократить выбросы определённого загрязняющего вещества, сначала нужно провести определённую работу: выяснить, есть ли в России такие очистные системы, подходят ли они для нашего производства? Если нет – производятся ли они за рубежом и можем ли мы сделать аналог? А самое главное – нужно учитывать масштаб предприятия. У нас же не просто котельная, к которой можно приспособить типовую очистную установку. АГК – это прежде всего сложный и огромный производственный комплекс, поэтому нужно себе ясно представлять и финансовую ёмкость этого проекта, и трудозатраты, но главное – на его реализацию необходимо время.

— А «Чистый воздух» устанавливает для этого лимит?

— Конечно: для подготовки проектов даётся срок до конца 2025 года. А до 2030-го их нужно внедрить. Но необходимо понимать и такую немаловажную деталь: проект нужно не только разработать – а на это требуется не меньше года, – но и провести общественные слушания, затем – экспертизу. Обойтись без этого этапа нельзя, иначе мы не получим разрешение на строительство. Поэтому надо мыслить реально: при всех благих целях федерального проекта ничего не произойдёт по мановению волшебной палочки. Мы прекрасно осознаём, что работа предстоит глобальная. Сейчас ждём сводных расчётов, чтобы перейти к следующему этапу: в сотрудничестве с министерством экологии, научным сообществом и общественностью подготовить качественный проект. Уверен, что его реализация позволит выполнить главную задачу, которую нам устанавливает государство в рамках проекта «Чистый воздух», – то есть снизить выбросы конкретных веществ на 50 процентов.

Автор