19.04.2024

Прибить охота

Второе лицо в государстве посетовало на отсутствие отечественных гвоздей

Накануне председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, обсуждая проблемы импортозамещения, произнесла удивительную реплику. Она настолько выдающаяся, что достойна полного цитирования: «Для меня, например, было неким открытием – я сейчас стараюсь доходить до всяких мелочей – что у нас гвозди импортные. Не буду называть страну, догадайтесь с трёх раз. Мы даже гвозди сами не производим в стране, которая выпускает столько металла. Ну дайте малому, среднему бизнесу задание, ну они наклепают этих гвоздей и завалят всю Россию…».

Потом, правда, выяснилось, что Валентину Ивановну кто-то ввёл в заблуждение: своих гвоздей у нас всё-таки хватает. А вот крепежи чуть посложнее – болты, гайки, саморезы – мы действительно импортируем. Так что сути это не меняет. Тем более что даже те гвозди, которые производятся в России, изготавливаются на китайском оборудовании. Ну в лучшем случае – на допотопных советских станках.

Итак, что нам дано. Первое: руководитель верхней палаты парламента. Второе: эту должность она занимает с 2011 года, то есть более десяти лет. И, тем не менее, у чиновницы до сих пор весьма своеобразные представления о том, как работает экономика. Видимо, она считает, что бизнес не делает гвоздей только потому, что ему об этом не сказали. Ну тупые эти промышленники, что с них взять… А вот если дать соответствующее поручение – они сделают.

Вряд ли госпожа Матвиенко выписывает газету «Город «А». Думаю, она слабо понимает, где этот самый город «А» находится. Зато тут живут люди, на глазах у которых за последние 30 лет загнулось столько производств, что пересчитать их Валентине Ивановне не хватит наманикюренных пальцев на обеих руках.

А новых – не появилось. Потому что никому это производство нахрен не нужно. И в первую очередь – самому государству. Согласитесь, это нонсенс: предприниматель только-только зарегистрировал предприятие, ещё не заработал ни копейки, а уже задолжал налоги. А сколько дармоедов-проверяющих над каждым производителем сидит? А под какой процент кредиты выдают? А в курсе ли Валентина Ивановна, что электричество предприятия вынуждены покупать по цене в три-четыре раза выше, чем население? И после этого вы удивляетесь, почему у нас не делают гвозди?

Ачнулися!

Не при вас ли окончательно оформилась такая экономика, когда производить что-либо становится не-вы-год-но? Когда проще отправить за границу сырьё – металл, дерево, пшеницу – чем создать товар с более высокой добавленной стоимостью и продать его на территории страны?

Именно по этой же самой причине Валентина Ивановна сидит на заседании в жакете, пошитом явно не из российской ткани. И причёску ей сбрызнули явно не лаком «Прелесть». И все эти слова она говорит в микрофон, собранном не на Тульском электроприборостроительном заводе.

И, главное, чувствуете саму постановку вопроса? Не «давайте подумаем», не «давайте разберёмся», а «давайте дадим задание». И вот так у них везде.

А ведь ужас-то в чём… Если там, на самом-самом верху, даже не в курсе, что страна не производит элементарный крепёж, то к чему всё это скоро приведёт в условиях объявленных Западом санкций?

Словами Валентины Ивановны – догадайтесь с трёх раз.

Автор