Александр Майер в представлении не нуждается. Свою трудовую деятельность он начинал слесарем-электриком жилищно-коммунального управления АГК, затем возглавил это предприятие. Руководил «Службой заказчика», городским управлением ЖКХ, с 2007 года – директор компании «ЖилКонсалтинг». А ещё он является членом правления краевого Союза работников жилищно-коммунального хозяйства и энергетики, членом президиума крайкома профсоюза работников жизнеобеспечения. Несколько дней назад Александр Майер встретил свой 70-летний юбилей, а ещё в этом году он отмечает 50-летие работы в отрасли. С кем, как не с ним, поговорить о прошлом, настоящем и будущем ачинского ЖКХ?
— Александр Александрович, как сильно за полвека изменилось жилищно-коммунальное хозяйство Ачинска?
— Если сравнивать именно с тем временем, когда ЖКХ занималось государственное предприятие – а практически за 80% всей коммуналки города отвечал глинозёмный комбинат, – то очень сильно. Тогда оказание жилищно-коммунальных услуг населению было для АГК не менее важной задачей, чем выпуск глинозёма. Очень серьёзное внимание уделялось благоустройству: у каждого цеха был свой подшефный микрорайон. По понедельникам проходили штабы по благоустройству, на которых присутствовал секретарь горкома партии, и с каждого начальника цеха спрашивали очень серьёзно.
То же самое – и с сетями: за тепло, воду и очистные сооружения и так далее отвечал цех тепловодоснабжения. Поэтому сравнивать прежние времена, когда жильём полностью занималось государство, с сегодняшними днями, когда почти всё находится в частных руках, – не совсем корректно. Город сейчас не может взять коммуналку на себя: для этого нужно создать муниципальное предприятие, а по закону все МУПы должны быть до 2025 года ликвидированы. Тем более, надо учитывать, что бюджет города – дотационный. Хотя недавно в городе создали Центр обслуживания учреждений, который занимается уборкой территорий… Конечно, на данный момент его ресурсы достаточно скромные, но ещё три года назад его не было вообще! Появилась новая техника, активно взялись за мытьё дорог – пару лет назад этого тоже практически не было. Глава Ачинска Игорь Титенков в своё время был руководителем департамента городского хозяйства Красноярска, поэтому думаю, он прекрасно понимает, куда нужно двигаться.
— Объясните, что сейчас происходит с имуществом «Ачинских коммунальных систем»?
— Конечно, десять лет, пока шло банкротство МУП «АКС», сети находились, можно сказать, в подвешенном состоянии. Сказалась и позиция краевого министерства тарифной политики, которая заключалась в обрезании затрат – у предприятий не хватает валовой выручки, чтобы элементарно выжить. Никто не вникал, почему многие организации за это время вообще погибли – а ведь именно из-за этого.
— Вы сейчас говорите не очень популярные вещи – сами знаете, как болезненно реагируют люди на повышение тарифов.
— Нет, сегодня граждане полностью защищены от роста коммунальных тарифов: для населения установлены предельные индексы повышения, перепрыгнуть которые никто не имеет права. Остальное должно быть компенсировано из краевого бюджета.
— И всё-таки давайте вернёмся к коммунальным сетям Ачинска, которые администрацию сейчас обязывают выкупить…
— Когда встал этот вопрос, глава города пригласил меня к себе для консультации. Первое, что я предложил, – провести полное обследование имущества. Да, удовольствие недешёвое и небыстрое, но оно позволит узнать реальное положение вещей: что мы вообще принимаем? Насколько критична степень износа? По просьбе мэра я нашёл специализированную организацию, удалось ли им договориться – сказать не могу.
— А что принципиально даст эта ревизия? Ведь мы и так знаем, что сети изношены, а город в любом случае будет обязан их принять…
— Ревизия даст официальный документ, которым можно будет аргументировать выделение средств, добиваться включения Ачинска во все краевые и федеральные программы. Без заключения специализированной организации это невозможно: не те сейчас времена, чтобы верили на слово. А выкупать, действительно, придётся, но не за такую же цену! Она сильно завышена (по последним данным, за водопровод и канализацию просят 18 млн. – Прим. ред.), учитывая состояние коммунальной инфраструктуры. Опять же: после приобретения сети можно будет отдать только в концессию – другого действующее законодательство не предполагает. Но это очень сложная процедура – на неё уйдут месяцы.
— Как может развиваться эта ситуация?
— Конечно, передача имущества в аренду не совсем законна, однако как временное явление, с оговоркой «до заключения концессионного соглашения» – допустима. Но во время подготовки документов для аренды необходимо предусмотреть условия контроля, мероприятия по модернизации, размер арендной платы и, конечно же, требование выдерживать температурный график в соответствии с законодательством. Если возвращаться в те времена, когда коммуналка принадлежала АГК, он был «150/70»: то есть 150 градусов – температура подачи воды в город, 70 градусов – обратно на комбинат. Именно под такой график в своё время и строились дома в Ачинске. Существующий же график «100/41» не выдерживает никакой критики. Поэтому сейчас, как только приходят морозы, через три-четыре дня квартиры выстывают. Хотя такая же ситуация не только в Ачинске, но и в других городах края.
— Как вы считаете, насколько совершенно жилищно-коммунальное законодательство в России?
— Когда в 2004 году приняли новый Жилищный кодекс, он, можно сказать, был революционным: на людей возложили ответственность за эксплуатацию своего жилья. Для многих это было абсолютно непонятно даже на уровне идеи. На тот момент, естественно, не хватало и многочисленных подзаконных актов. За минувшие 20 лет многое изменилось – теперь нормативными документами прописан буквально каждый шаг. Но что касается ответственности собственников за общее имущество дома – это осознание так и не пришло.
— Жилищный кодекс предусматривает три формы управления домом: непосредственное, ТСЖ и управляющая организация. Почему в Ачинске – почти одни УК и всего пара ТСЖ?
— Такая ситуация не только в Ачинске – везде по России количество товариществ собственников жилья становится всё меньше и меньше. ТСЖ можно организовать только в том случае, если дом – абсолютно новый, то есть в течение минимум пяти лет там не нужно вкладываться в текущий ремонт. Второе условие – если в доме есть хотя бы 150 квартир. И третье – в доме должно быть как можно больше этажей, чтобы придомовая территория, в свою очередь, была как можно меньше. В противном случае создание товарищества собственников жилья – в нынешних условиях, при минимуме оборотных средств, при наличии хронических неплательщиков – экономически нецелесообразно: рано или поздно ТСЖ уйдёт в убыток.
— Вы – член правления краевого Союза работников ЖКХ и энергетики, член президиума крайкома профсоюза работников жизнеобеспечения. Скажите, как в целом обстоят дела с ЖКХ на краевом уровне?
— Ситуация, не буду скрывать, очень тяжёлая. Особую обеспокоенность вызывает высокая степень износа сетей. Кроме того, в годы пандемии ввели мораторий на проверку бизнеса, и это негативно отразилось на качестве содержания жилищного фонда. Ещё одна проблема: как известно, жилищно-коммунальное хозяйство в нашем крае, по аналогии с Федерацией, передали в минстрой. И теперь там нет ни одного заместителя министра, который бы курировал именно содержание жилья. Руководителей отделов, у которых есть опыт работы с соответствующими программами, тоже нет: по сути, наш край лишился костяка ЖКХ. Сегодня нет прямого диалога предприятий сферы ЖКХ, даже самых крупных, с министерствами. Разработкой тарифов подчас занимаются люди, которые ничего в этом не смыслят – вообще с кадрами в ЖКХ беда на любом уровне. А позиция власти такова: ты шёл в этот бизнес – вот и думай, как выкручиваться. Учитывая сложившуюся ситуацию, мы в правлении Союза буквально бьёмся за наши предприятия – например, сейчас активно приглашаем заместителя председателя правительства края на разговор, пока ситуация в ЖКХ не стала катастрофической.
— Помимо «краевых должностей», вы ещё и занимаете пост заместителя председателя городского Общественного совета по ЖКХ. Как оцениваете работу этой структуры?
— Чувствуется, что там собрались неравнодушные люди, которые действительно болеют за город. Да, бывает, что в обсуждениях берут верх эмоции – всем хочется изменить ситуацию в лучшую сторону прямо сейчас. Но чудес не бывает, тем более – в ЖКХ. Чтобы что-то получить, надо хорошо поработать.
Тоже стоит почитать
Первый парень на деревне
Виктория Корзинова: «Никаких ярмарок шуб и шапок во Дворце культуры не будет»
Павел Сурнаков: «На «зебрах» не хватает освещения»