30.04.2024

Деревья любой ценой: нужны ли Ачинску 2024 дерева?

Напомним, в нынешнем году городские власти придумали направить средства от «окрашенных» платежей (те, которые платит за экологическую нагрузку на город компания РУСАЛ. – Прим. авт.) на высадку более двух тысяч деревьев. Глава Ачинска Игорь Титенков предложил, чтобы количество посадок соответствовало цифровому выражению нынешнего года – 2024.

Большинство депутатов, к слову, сразу поставило под сомнение целесообразность данной идеи и задалось логичными вопросами: «А Ачинску точно нужно так много деревьев?», «Где их будут высаживать?», «Кто за ними станет ухаживать?», «Породы каких деревьев планируются к высадке?». Однако мэрия в качестве контраргумента привела тот факт, что средства «окрашенных» платежей могут направляться всего на несколько целей, среди которых высадка деревьев будет самой полезной для города.

Статью расходов почти в 29 млн рублей на посадку на очередной сессии всё-таки утвердили. Но, судя по всему, своим же решением остались неудовлетворены. Что же так гложет сердца народных избранников – в материале ниже…

Всё хо-ро-шо

Отстаивать точку зрения администрации был призван замглавы Ачинска по ЖКХ и транспорту Владимир Анфимов. В своём докладе депутатам специалист кратко обозначил, почему выбор пал на ту или иную породу деревьев.

— Большой упор был сделан на ель, потому что она – вечнозелёная. Берёза не требует обрезки, серебристый тополь тоже может расти без особого ухода. Сирень и рябину включили в список из-за их эстетичного вида: чтобы город был не только зелёным, но и красивым.

Депутатов такой расклад, мягко говоря, не устроил. Слово взял Максим Шпаков, который разложил по полочкам для специалистов администрации, почему, к примеру, хвойные деревья нежелательно садить в городской среде. Причём основывался народный избранник не на своих умозаключениях, а на мнении экспертов и опыте других территорий.

— Ель очень чувствительна к окружающей среде, она как раз требует особых условий для произрастания. Ель малоустойчива к высокому запылению. Для корневых систем данного дерева нужна большая площадь. Ель требует регулярного дождевания. Вы запланировали к высадке на улице 5-го Июля 100 елей. Мало того, что там на деревья и днём и ночью летит пыль, но как вы планируете их поливать? Из пушки, что ли? Ели вообще не стоит сажать возле проезжей части. Около управления соцзащиты, помните, высаживали ели? Сколько их погибло? Да почти все, – объяснил депутат.

Проникнувшись кропотливой работой, которую проделал Шпаков, готовясь к совещанию, его коллега по депкорпусу Наталья Сусанина поинтересовалась у Анфимова:

— А вы, Владимир Владимирович, чьими советами при выборе пород деревьев пользовались? На чьи рекомендации опирались? Может быть, сами книжки какие-то соответствующие читали?

— Что касается елей… Давайте будем честны перед собой. У нас есть парк «Железнодорожник», в котором растут хвойные деревья. Он расположен вдоль дороги, и ничего с ним не происходит, – пустился в объяснения замглавы. – В целом ведь какая перед нами стояла задача? Высаживать крупные деревья. Сирень – это не дерево… А по поводу вашего вопроса поглощения пыли – он достаточно спорный. Ведь когда дерево стоит без листьев, оно вообще ничего не поглощает. Мы, напомню, живём не в Краснодарском крае, и деревья большую часть года у нас стоят голыми.

Позже, когда градус официальности на совещании был несколько снижен, Анфимов ещё более разоткровенничался.

— Чем вас так пугает цифра в 708 елей? Мы 300 посадили в Берёзовой роще, и вы их даже не заметили. И эти так растянутся по городу, что вы их тоже видеть не будете, – пообещал присутствующим специалист.

Но на этом откровения от заместителя главы не закончились. На замечания депутатов о том, какому принципу администрация планирует придерживаться при высадке деревьев, Анфимов ответил следующее…

— Я лично познакомился с представителем всем известной фирмы «Зелёный мир», которые уже неоднократно работали у нас в городе. Руководитель мне прямо сказал, что алгоритм посадки зелёных насаждений достаточно простой: низкие деревья – вперёд, высокие сзади. В пример мой собеседник привёл проспект Лапенкова, где они также занимались посадками. Он говорит, что деревья там высадили совершенно хаотично, и что теперь Лапенкова – его самый любимый проект. Дословно передаю его слова. И всё же хорошо.

Депутаты требуют план

От разговоров о породах деревьев и принципах их посадки вернулись к вопросу о том, что может быть всё-таки возможно направить средства от «окрашенных» платежей на какие-либо другие цели. Рассуждения народных избранников прервала депутат Сусанина.

— У нас есть компетентные в этом вопросе специалисты. Прошу их дать исчерпывающий ответ, – обратилась Наталья Юрьевна к сотрудникам администрации. Те подтвердили ранее озвученную информацию: деньги – целевые и могут быть направлены только на очистку русел рек, ликвидацию свалок и озеленение.  

— Это далеко не всё. Откройте, в конце концов, соответствующее постановление и тщательно с ним ознакомьтесь, – дала совет чиновникам Наталья Юрьевна.

— А что там вообще? – в ответ на замечание поинтересовался у депутата Анфимов.

— Там большой список, а не три мероприятия, о которых вы нам здесь всем говорите. Почти 30 миллионов рублей, которые планируется потратить на деревья – очень существенная сумма для города, а мы, прошу прощения, не знаем куда их тыкнуть.

В итоге депутаты сошлись во мнении, что будет нецелесообразно точечно обсуждать, почему, условно, на ЮВР, 50 нужно высадить два тополя, а у ближайшего магазина – ель. Необходимо видеть общую картину в целом, а именно – должен быть разработан соответствующий проект по озеленению города.

— Почему мы сейчас спорим друг с другом? Потому что проблема заключается на самом деле не в том, высадить или не высадить по улице Льва Толстого 50 тополей, а в том, что администрация не ведёт системную работу по озеленению и что нам необходим конкретный план действий: в этом году засаживаем эту территорию, в следующем – ту, предварительно убрав все старые деревья, – высказала мнение депутат Евгения Локк.

— Согласен, городу нужен план, общая картина по озеленению города на ближайшие три-пять лет. Давайте приглашать специалистов, советоваться с ними! Я всегда говорю, что каждый должен заниматься своим делом. И не депутаты должны решать концепцию, по которой пойдём в вопросе озеленения. Этим должны заниматься обученные кадры. То, что мы сейчас обсуждаем: тут высадить немного, там – чуть-чуть – это же просто глупо, – согласился с Локк Владлен Власенко.

В ходе последующих рассуждений пришли к выводу: работу по плану озеленения администрация проводить должна. Однако это достаточно дорого и делается ни за один день.

— Я вообще предлагаю уйти от точечных посадок. Не спорю, если есть такие места, где, к примеру, остро требуются новые деревья, там высадить и нужно. Но я думаю, будет логичнее всё-таки направить основные силы на массовую высадку, – предложила Наталья Сусанина. – К примеру, почему бы в этом году не реанимировать яблоневый сад на территории больничного городка? Все яблони, что сейчас там растут, – под снос, они уже отжили свой срок. Или, как предложил Максим Шпаков, озеленить по периметру стадионы: «Олимп» и тот, что расположен в «Авиаторе». Такие массовые высадки и обслуживать будет легче. Вы поймите, наконец, что за саженцами, которые вы хотите высадить точечно по всему городу, город просто физически не сможет ухаживать. А уже в следующем году подойти к вопросу озеленения более разумно, с привлечением специалистов, разработкой проекта и так далее.

— А куда будем сажать эти 2000 деревьев? – вернулась к началу разговора зампредседателя горсовета Ирина Вавилова, ссылаясь на то, что если не израсходовать эти средства, город вообще может их лишиться.

— Да почему мы вцепились в эту цифру? Почему мы от неё пляшем-то? Давайте пустим эти деньги на обрезку, выкорчёвывание, которым, к слову, никто в Ачинске не занимается, на проектирование, – предложил кто-то из депутатов.

В ходе более чем двухчасового обсуждения пришли к следующему. Депутаты предоставят в отдел архитектуры своё видение по посадке деревьев с конкретными предложениями. Отдел архитектуры рассмотрит их и вынесет решение – соглашается ли с предложением депутата мэрия или нет.

Других конкретных решений по итогу совещания озвучено не было.

Автор