21.11.2024

Ольга Слободян: «В этом году Стройнадзор будет действовать ещё жёстче»

Половина календарной зимы уже позади, мы находимся на экваторе и отопительного сезона. О том, как его переживает Ачинск, корреспондент «А» поговорил с Ольгой Слободян, руководителем территориального подразделения краевой Службы строительного надзора и жилищного контроля.

— Ольга Ивановна, этот отопительный сезон в Ачинске чем-то отличается от предыдущих?

— Если говорить именно с точки зрения надзорного органа, то практически ничем. Серьёзных аварий на коммунальных сетях, к счастью, не было – лишь три инцидента, которые достаточно быстро устранили.

— Несмотря на это, в декабре прошлого года жители Ачинска достаточно активно жаловались в администрацию на холод в квартирах. С чем, на ваш взгляд, это было связано?

— Причины в каждом случае – свои, и если рассматривать каждую по отдельности, я бы начала разговор с правил пользования жилым помещением. Очень часто встречаются ситуации, когда граждане выполняли в квартире ремонт и заменили трубопроводы и приборы отопления – поставили такие, которые по своим характеристикам отличаются от предусмотренных проектом дома. Во-первых, заменяют металлические трубопроводы на полипропиленовые – это вообще недопустимо: у полипропиленовой трубы меньший диаметр, теплоотдача от неё минимальная. Во-вторых, собственники предпочитают красивые биметаллические (алюминиевые и т. п.) приборы отопления, заменяя ими чугунные либо конвекторы. В данном случае тоже нужно учитывать, что чугунные радиаторы имеют свойство долго сохранять тепло, продлевая процесс обогрева. Бывает, что граждане хотят сэкономить при ремонте, и к тому же уменьшают количество секций. В результате происходит разбалансировка всей системы многоквартирного дома, и, чтобы обеспечить все жилые помещения нормативной температурой, управляющие организации устанавливают циркуляционные насосы. Как результат – разбалансировка всей городской системы теплоснабжения. Кроме того, раз дом потребляет больше тепловой энергии – растут суммы в платёжках.

Безусловно, сейчас такие материалы, как полипропилен, биметалл и алюминий используются в новостройках в случае, если это было предусмотрено проектным решением по результатам теплотехнических расчётов.

Хотелось бы сказать и про окна: многие жители устанавливали стеклопакеты давно, а теплоизоляционный слой между оконным блоком и стеной здания, чаще всего это монтажная пена, под воздействием летнего солнца и зимних температур со временем разрушается. Кроме того, нередко, граждане не выполняют регулировку окон, то есть не переводят их на зимний режим.

В любом случае, если в квартире холодно, необходимо либо самостоятельно провести ревизию потенциальных причин, либо пригласить специалистов управляющей компании, чтобы они организовали тепловизионное обследование – как правило, там имеется необходимое оборудование.

Нередки ситуации, когда причиной холода в жилом помещении является промерзание межпанельных швов либо самих стеновых панелей. В данном случае обследование может выполнить только управляющая компания. Её представители должны составить акт, где указывается, что при наступлении положительных температур необходимо произвести ремонт. Здесь хотелось бы посоветовать гражданам не отпускать ситуацию: настойчиво обращаться в управляющую компанию в начале весны за назначением точной даты ремонта межпанельных швов. Также хочу предостеречь граждан от необоснованных трат: межпанельные швы – это зона ответственности управляющей компании, их ремонт выполняется именно УК.

— Вернёмся к популярному сейчас биметаллу – получается, его установку никто не контролирует? Захотел человек поставить себе новый красивый радиатор – просто едет в магазин, покупает, а наёмная фирма его устанавливает?

— Согласно законодательству, замена типов приборов – например, с чугунного радиатора на биметаллический – считается переоборудованием системы отопления. Граждане не вправе самостоятельно выполнять эти мероприятия: сначала нужно получить согласование управляющей компании. В этой процедуре нет ничего сложного. Управляющая компания с учётом совокупности всех обстоятельств, например, материала стен дома, может выдать согласование, в котором будет указано: применение каких радиаторов возможно, и необходимое количество секций. Без этого работы выполнять нельзя – в противном случае управляющая компания не несёт ответственности за ненадлежащую температуру в жилом помещении.

— И что же в таком случае делать?

— Управляющая компания при установлении такого факта выдаёт собственникам требование привести систему теплоснабжения в соответствие с предусмотренной при строительстве дома. Если предписание не выполняется – УК вправе обратиться в суд. Вообще управляющие компании подходят к таким ситуациям индивидуально.

— В декабре прошлого года в администрации города прошло совещание с участием представителей управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций. Вы там тоже присутствовали и, насколько помню, даже пожурили одну УК за неверно составленные акты замеров температурного режима в квартирах. Расскажите, что это вообще за документ, и как рядовой собственник должен понимать, что он составлен правильно?

— Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения, то составляется акт, содержание которого должно соответствовать «Правилам предоставления коммунальных услуг» – это постановление Правительства № 354. В таком акте указываются, в том числе дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества, использованные в ходе проверки методы и инструменты (причём измерения должны выполняться только поверенным прибором учёта), выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги. Ну и про подписи, конечно, не нужно забывать.

— Я правильно понимаю: даже грамотно составленный акт не обязательно может стать причиной перерасчёта платы за отопление?

— Сначала необходимо установить лицо, по вине, которого была предоставлена коммунальная услуга ненадлежащего качества. Если на вводе в дом температура теплоносителя не соответствует установленным параметрам – это одно дело: виновата ресурсоснабжающая организация. Если же на вводе теплоноситель соответствует нормативам и исключены такие факторы, как вмешательство собственником в систему отопления, неотрегулированные окна и так далее – значит, управляющая компания своевременно и грамотно не провела регулировку внутридомовой системы. Но здесь хотелось бы развеять одно заблуждение: управляющая компания в таком случае сделает перерасчёт не за коммунальную услугу «Отопление», а по графе «Содержание и текущий ремонт общего имущества», причём не полностью, а лишь в той части, которая предусматривает расходы на содержание системы теплоснабжения. Как правило, это небольшие суммы.

— Акты о ненадлежащем температурном режиме проходят через Службу стройнадзора?

 — Нет: акты составляют управляющие компании, после этого собственник должен обратиться в УК или ресурсоснабжающую организацию – в зависимости от того, чья вина в предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества будет установлена. Подчеркну, что эта процедура имеет заявительный характер. Если гражданину неправомерно отказали – он может обратиться в надзорные органы.

— Какие перспективы нас ждут в следующем отопительном сезоне, учитывая, что жилищный фонд у нас всё-таки не молодеет?

— Мы уже не первый год инициируем включение представителя Службы в комиссию по подготовке к осенне-зимнему периоду. Проверяем дома выборочно, и те, по которым в течение года были обращения. Некоторые управляющие компании находятся у нас, скажем так, на особом контроле. Но и у добросовестных УК, как правило, смотрим несколько домов. В ходе подготовки к следующему отопительному сезону, думаю, будем действовать ещё жёстче, потому что дома действительно не молодеют, а значит, их нужно постоянно содержать в пригодном для эксплуатации состоянии.

Автор