22.11.2024

«Я знаю, что мне за это ничего не будет!»

Откровения ачинского педагога о школьниках, родителях, коллегах и профессии в целом

5 октября педагоги принимали поздравления с профессиональным праздником. В своём обращении к учителям президент Владимир Путин в очередной раз пообещал «продолжать расширять меры поддержки». Однако, несмотря на все усилия сверху, дефицит кадров по-прежнему остаётся одной из главных проблем в сфере образования. Почему так происходит? Действительно ли учителя много зарабатывают? Какую роль играет отношение родителей учеников в увольнении педагогов? На эти и другие вопросы на условиях анонимности согласилась ответить одна из ачинских педагогов.

— В последние годы педагогам, как и врачам, уделяется достаточное внимание. Чем же до сих пор недовольны учителя? Насколько мне известно, зарплаты у них гораздо выше средних.

— Это миф, в который уже не верит никто, причём даже те, кто не работает в сферах образования и медицины. Да, педагог может получать и 50, и 60 тысяч рублей в месяц. Но за эти деньги он должен работать в поте лица с утра и до позднего вечера. На одну ставку много не заработаешь, поэтому практически все учителя работают как минимум на две. У меня в своё время было две с половиной ставки. Существует доплата за классное руководство: сейчас не знаю, сколько она составляет, но в своё время я получала плюсом к зарплате пять тысяч. Но потом от классного руководства отказалась: эти пять тысяч рублей не стоят той нагрузки, которая на тебя ложится.

— Можно подробнее – что не так с классным руководством?

— Смотрите: например, я прихожу из школы в шесть вечера. Но на этом мой рабочий день не заканчивается, ведь надо проверить тетради и хоть немного подготовиться к следующему рабочему дню. А ещё нужно приготовить ужин для семьи, навести дома хоть маломальский порядок, проверить у детей уроки и так далее. Да и порой просто хочется поваляться на диване перед телевизором. Но по факту я ничего не успеваю сделать, ведь буквально каждый вечер звонит кто-то из родителей, чтобы обсудить успеваемость своего чада или домашнее задание. Звонят и пишут и в девять вечера, и в десять. А если проигнорировать звонок – ещё и крайним окажешься. Одна родительница на меня даже в своё время директору нажаловалась, что я вечером трубку не беру. Я отработала в школе больше 15 лет, и, как мне кажется, с каждым годом отношение родителей и детей к учителям становится всё более потребительским. А прав у педагога, наоборот, всё меньше и меньше.

— О каких правах вы говорите?

— Я говорю о том, что, по сути, у учителя даже нет элементарной возможности поставить на место ученика, который срывает урок. Грубить детям – нельзя, из класса выгнать – тоже. Ведь ты несёшь за ребёнка полную ответственность, и если во время занятий с ним что-то случится, отвечать по полной придётся именно тебе. Педагог может разве что делать бесконечно замечания, всё время отвлекаясь от урока. Но и это не всегда помогает. В каждой школе есть такие «экземпляры», от которых буквально вешаются все учителя. Бывает, что даже родители не в силах как-то повлиять на них. Дети хорошо знают свои права, и прямо говорят педагогу: «Я знаю, что мне за это ничего не будет!». В таких ситуациях я часто ловила себя на мысли: что я вообще тут делаю? почему должна терпеть это от какого-то сопляка?

— Но ведь к таким ситуациям должны подключаться завучи, директор или, на худой конец, психолог, который есть в каждой школе.  

— Так в основном и происходит: родителей вызывают в школу, проводят беседы. Хорошо, когда взрослые встают на сторону учителей… Однако часто родители просто выгораживают своих детей, говорят, что это мы не можем выстроить нормальную коммуникацию с ребёнком, что педагоги – плохие, а их сын или дочь – ангелы во плоти. Причём их не волнует даже тот факт, что ученик срывает уроки не только у меня, а почти у всех предметников…

— А если такой ребёнок, оторви да выбрось, плохо учится – его же можно оставить на второй год?

— Сделать это, во-первых, очень сложно, а во-вторых – невыгодно учителю: потом замучаешься писать объяснительные, почему не смог дать ребёнку минимальный объём знаний. Ставить двойки за четверть или за год – себе дороже: в любой ситуации крайним останется педагог. Поэтому подобной практики сейчас в школах почти нет, тройка детям всегда обеспечена: на второй год оставляют только в самых исключительных случаях. К тому же для меня ничего не изменится – я всё равно продолжу преподавать у этого ребёнка.

— Получается, учителя иногда завышают оценки… А приходилось отметки занижать?

— Я могу завысить оценки не только, когда надо вытянуть двоечника. Бывает, ребёнок ответил достаточно слабо, но если я вижу, что он старался и готовился, то для дальнейшей мотивации можно и четыре поставить, хотя реальная его оценка будет «3». Зато, получив «4», у него появится стимул для дальнейшего качественного выполнения домашних заданий. Но и в обратном направлении этот принцип тоже работает: занизить пару раз отметку можно, когда, допустим, хорошист перестал стараться. Ему, наоборот, надо дать понять, к чему это в итоге приведёт.

— Между педагогами обычно какие отношения? Есть ли соперничество?

— В школе – преимущественно женский коллектив, а это накладывает свои отпечатки: обсуждение за спиной – обычное дело. О чём-то же говорить на переменах надо. Шутка. Не берусь говорить про все учебные заведения, но в том, где я работала, была завуч, которая жаловалась директору на тех, кто ей не нравился. Буквально часами проводила в кабинете начальства. Причём жаловалась не на тех, кто плохо работает, а на педагогов, которые лично её не устраивают как люди. Знаю, что последствиями таких прессингов становились увольнения: человек просто не выдерживал. Мало того, что дети треплют нервы, родители переходят все грани дозволенного, так ещё и сверху «прилетает». Но я, к счастью, никогда не входила в число «нелюбимчиков», и у меня проблем с начальством не возникало.

— Я знаю, что вы на какое-то время уходили из школы… Что сподвигло вернуться?

— Да, в своё время я ушла в частную школу. Что касается нагрузки, то там она на порядок меньше: в группе было максимум десять человек, а не как в школе – под 30. К плюсам можно отнести и дисциплину: на платные курсы дети в основном приходят замотивированные. Работая в частной школе, домой я больше не приходила, выжатая, как лимон. Да и по деньгам ничего не теряла в сравнении со школьной зарплатой: получала примерно столько же, но при этом мои нервы были в порядке. Единственное – не нашла общего языка с руководителем, у которого был свой взгляд на процесс обучения и свои, на мой взгляд, совершенно не логичные требования. Расстались мы с ней, можно сказать, полюбовно. Сейчас преподаю в другой частной школе и параллельно работаю в государственной: хочется всё-таки выработать педагогический стаж. Взяла себе одну ставку, веду по несколько уроков три раза в неделю. Пока всё устраивает, а дальше будет видно.

— Если отмотать время назад, выбрали бы другую профессию?

— В городе, где я жила, из нормальных учебных заведений было только педагогическое училище. А потом удалось поступить бесплатно на «вышку». Само по себе преподавание мне нравится. Вот если бы убрать всё это лишнее: отчёты, сложные дети, вечно качающие свои права родители – может, и нормально всё было бы. Но тенденция, как я уже говорила, такова, что с каждым годом становится только хуже. В перемены к лучшему в ближайшие годы я уже не верю. 

Автор