23.11.2024

Камни преткновения

Обратная сторона благоустройства по-ачински: подрядчики заваливают контейнеры для ТКО кусками асфальта, ветками, травой и упаковкой от стройматериалов

На прошлой неделе в администрации города, на расширенном аппаратном совещании, была поднята тема переполненности мусорных контейнеров и мульд. Да, действительно, такие факты имеют место. Обвинения полетели в адрес регионального оператора по обращению с ТКО – мол, невовремя вывозит. Но мы решили копнуть эту историю поглубже: а почему, собственно, так происходит?

Для начала – небольшая вводная теоретическая часть. Региональный оператор по обращению с ТКО «Эко-Транспорт», безусловно, вывозит из города мусор не так, как ему нравится, а по строго регламентированному графику, который основан на санитарных нормах. Каждый автомобиль предприятия оборудован системой ГЛОНАСС и GPS, поэтому отследить маршрут его передвижения проще простого. При идеальных условиях этот механизм работает бесперебойно – что называется, как часики. Другое дело, что время от времени случается форс-мажор, из-за которого график приходится корректировать. Причём происходит это не по вине регоператора.

Например, весной и осенью жители частного сектора начинают заваливать контейнеры чем угодно, только не коммунальными отходами: ботвой, листьями, ветками, различными деревяшками. Причём делают это очень дружно, и только что опустошённый контейнер оказывается заполненным буквально за пару часов, хотя по графику должен быть вывезен лишь на следующий день. Но виноватым почему-то остаётся один регоператор.

В этом году к сезонно-огородным причинам добавилась ещё одна – благоустройство. Возле дома № 45 по улице Дзержинского, например, мы увидели битком набитый контейнер на 0,75 «куба» – но не бытовыми отходами, а полиэтиленовой плёнкой. Выяснить, откуда она здесь взялась, труда не составило: недалеко идёт благоустройство Берёзовой рощи. На палетах расположена тротуарная плитка, которая упакована в узнаваемый полиэтилен и зелёные стяжки – точно такие же, как лежат в контейнере.

По закону подрядчик должен заключить договор со специализированной организацией (да хоть с тем же региональным оператором) или самостоятельно вывезти на полигон, заплатив за это деньги. Но рабочие (хочется верить, что по недомыслию, но скорее – всего в целях экономии) сваливают строительные отходы и упаковку в контейнеры, для этого не предназначенные. А жителям домов, получается, выбрасывать свой мусор уже и некуда.

— Мы общались по этому поводу с сотрудниками фирмы, – говорит мастер участка ООО «Эко-Транспорт» Валерий Дереев. – Но у них ответ простой: «Куда начальство сказало, туда и выбрасываем».

Упаковочный материал от стройматериалов подрядчик, благоустраивающий Берёзовую рощу, не вывез на полигон, а доверху забил им близлежащий контейнер. Куда теперь жителям выбрасывать свой мусор?

Да что говорить про организации – некоторые граждане, делая дома ремонт, выбрасывают в контейнеры бетонные куски стен. Потом они «припорашиваются» обычными бытовыми отходами, поэтому водитель мусоровоза истинное содержимое контейнера не видит. Механизм захвата как ни в чём не бывало начинает поднимать контейнер и… ломается, потому что его вес превышает предельную нагрузку. На ремонт машины нужны не только средства, но и время.

В контейнере для бытового мусора лежат не только ветки, но и часть бетонной перегородки с арматурой. При её попадании в грузовой отсек ломается пресс мусоровоза

— Самая главная причина переполненности контейнеров заключается в том, что в них оказывается то, чего там быть не должно в принципе. И это не только упаковка – строительный мусор, доски и даже шпалы, – говорит механик Сергей Хвостов. – Ничего из перечисленного мы не можем спрессовать, ведь машины предназначены исключительно для транспортировки коммунальных отходов, а никак не строительных.

Ещё один яркий пример мы встретили на улице Строителей. Там подрядчик обрезал деревья и вместо того, чтобы самостоятельно вывезти ветки на полигон, скидал их в ближайший контейнер. И не просто скидал, а так утрамбовал, что сотрудникам «Эко-Транспорта» пришлось приложить немало усилий, чтобы вытащит их оттуда. А это – снова задержка: к следующему контейнеру специалисты при всём желании не смогут приехать вовремя.

— Точно так же обстоят дела и с травой, – говорит Валерий Дереев. – Она тоже не относится к коммунальным отходам, но организации, которые занимаются покосом, не вывозят её самостоятельно, а бросают в контейнеры для мусора.

По-прежнему вставляют палки в колёса и торговые точки, которые в изобилии выбрасывают в мусорные контейнеры картонные коробки – вместо того, чтобы сдать их во вторсырьё. Несколько коробок – и ёмкость полная: куда человеку выбрасывать свой мусор?

Такие примеры можно приводить бесконечно, в том числе и особо вопиющие. В одном из домов девятого микрорайона сейчас идёт капитальный ремонт – меняется отмостка. Глыбы старого асфальта вместо того, чтобы напрямую вывезти на полигон, подрядная организация просто затолкала в мульду.

Какие бы споры ни велись вокруг переполненности контейнеров, своевременность их вывоза зависит не только от регионального оператора, но и от нашей сознательности.

Добиться цивилизованной утилизации можно только планомерной разъяснительной работой. А если не помогает – то и штрафами. Но никакой государственной политики в этом вопросе, увы, пока нет.

Тем не менее, в «Эко-Транспорте» настроены скорее оптимистично:

— Всё-таки заметно, что у многих потребителей постепенно формируется культура обращения с отходами, – считает Валерий Дереев. – На территории, обслуживаемой региональным оператором, уже есть населённые пункты, где не увидишь разбросанных отходов, веток, строительного мусора. Мы стремимся к тому, чтобы и в Ачинске площадки для сбора ТКО выглядели так же.

Автор