01.05.2024

«Мадам» Александра Бессонова

Интервью с автором малой прозы из Новосибирска

В последнее время в газете крайне редко выходит так полюбившаяся многим читателям «А» рубрика «Тайная комната». Исправляем ситуацию. Сегодня наш разговор – с автором малой прозы из соседнего региона, издавшим уже три сборника, последний из которых – тиражом свыше 20 000 экземпляров. О том, что такое – быть писателем, если ты – сотрудник логистической компании, много ли за это платят и как добиться успеха в этой нише – в интервью ниже.

— Расскажите нашим читателям немного о себе.

— Меня зовут Александр Бессонов, живу в Новосибирске. Рос в обычной семье: мама – инженер, папа – преподаватель. Окончил математический факультет МГУ. После – работа, семья, ипотека и машина в кредит. Всё как у всех. И вот мне уже 40 лет, кредит выплачен, ипотека погашена, дети в тебе не нуждаются. И возникает вопрос: «А что дальше?». Я очень долго думал над этим, и решил попробовать вставать каждый день на час раньше и писать небольшие рассказы. Мне всегда хотелось попробовать свои силы на этом поприще.

— Что было дальше?

— А дальше случилась магия. Дырень во мне уменьшалась с каждым написанным рассказом. Я писал в стол. Потом столу стало тесно, и я выложил пару историй в социальную сеть, сейчас запрещённую в России. Люди начали комментировать, пересылать рассказы. Я, если честно, обалдел, что моя писанина может кому-то нравиться. Потом случилось ещё одно чудо: мой рассказ «Граф Монте-Кристо» репостнула актриса и телеведущая Татьяна Лазарева*. Пошли подписки. А потом пришло сообщение от издательства АСТ:«Хотите сборник?».

— И вы приступили к его написанию?

— На тот момент, когда поступило такое предложение, у меня было десять рассказов. Мне сказали, что нужно больше. Я ответил: «Будет больше», и продолжал вставать каждый день в 5:30 утра: писал, завтракал и ехал на основную работу. В сентябре 2018 года отправил рукопись, около 200 тысяч знаков, в издательство. Потом были редактура, согласование обложки и так далее. Честно говоря, даже тогда я не до конца верил, что это всё по-настоящему. Думал, розыгрыш какой-то друзья придумали… Но в мае книга «Чарли» появилась во всех книжных магазинах страны.

— А близкие на тот момент знали, чем вы занимаетесь, помимо работы?

— Родители – нет. Как только мне из АСТ пришёл «Чарли», я понёс его маме. Мама, мягко говоря, очень удивилась. Но ещё и потому, что в книге была нецензурная брань. Хотя в обычной жизни я вообще не матерюсь.

— Как я понимаю, «Чарли» имел успех, раз после были ещё сборники?

— Да, продажи были хорошие. Мы решили сделать в Новосибирске презентацию по принципу: вход – книга. На мероприятие пришло 500 человек. Была даже автограф-сессия. Я обалдевал ещё больше.

— Книга хорошо продавалась, и АСТ предложили вам выпустить ещё один сборник, правильно?

— Да. Примерно в то же время мой хороший друг, драматический актёр Владимир Дербенцев, предлагает устраивать литературные читки. Идея зашла на «ура» – мы собираем полные залы. Тогда и приходит предложение о написании второй книги. Совмещать с работой становилось всё сложнее, и я ушёл из крупной логистической компании, в которой работал заместителем генерального директора. Вскоре вышел сборник моих рассказов «Добрее». В 2020 году должен был выйти третий сборник, но случилась пандемия. Однако позже книга под названием «Мадам» всё-таки появилась на свет.

— Если кратко, о чём ваши книги? Истории в них – реальные или художественный вымысел?

— Мои книги прежде всего обо мне. Каждая история чем-то поразила мой мозг до такой степени, что оказалась на страницах. А рассказы… Скажем так: это реальный вымысел.

Совпали ли ожидание и реальность в писательском деле? Сколько, если не секрет, зарабатывают современные писатели?

— Нет. В реальности писательство – это хобби. Спустя время я всё-таки вернулся в логистику. Мне кажется, нельзя писательством прокормить семью. По договору с издательством я не могу разглашать данные о финансовой стороне вопроса. Но, поверьте, это очень небольшие деньги.

— Вы – автор малой прозы, пишите небольшие рассказы. На ваш взгляд, их писать проще, чем, скажем, романы?

— Уверен, что сложнее. Я по этому поводу очень рефлексировал, когда работал над третьим сборником. Только к третьей книге я понял, что рассказы – это один из самых сложных жанров. Вот роман, например, это одна история: зацепил читателя в начале – и держишь до самой последней строчки. У меня в книге 180 историй. И нужно сделать так, чтобы все они были интересны. Ведь, допустим, если человеку не понравилась 87-я история, он отбросит книгу в сторону с мыслью: «Потом дочитаю». Но дочитает ли когда-нибудь? Не факт.

— И как вы решили эту задачу?

— Я задумался над последовательностью историй в книге, ведь именно от этого зависит эмоциональное состояние читателя. Я создал в социальной сети фокус-группу, где люди ставили оценки рассказам. Это, кстати, не моё ноу-хау, это придумали американские математики. Таким образом у меня появилось чёткое представление, что за чем должно следовать, чтобы читатель эмоционально не выгорал. Нельзя после юмора, например, сразу ставить рассказ о смерти.

— Александр, каким тиражом выходили ваши сборники? Как вообще определяется тираж: разве можно изначально угадать, сколько книг будет распродано?

— Изначально издательство печатает, допустим, 2000 экземпляров и наблюдает за продажами в первый месяц. Если пробный тираж за это время раскупается, то делается дополнительный. С «Чарли» и «Добрее» такого не случилось: пробный тираж не раскупили за месяц. Не знаю почему, может быть, люди не распробовали. Однако ещё через месяц после пробного периода книги смели с полок. И тогда мы с издательством задумались, как быть с тиражом третьего сборника? Так пришла идея предзаказа. В итоге «Мадам» вышла сначала тиражом пять тысяч экземпляров, потом – ещё пять, ещё и ещё…

— Сколько стоит для покупателя ваш третий сборник «Мадам»?

— 427 рублей.

— Вы до сих пор пишите каждое утро по часу?

— Да, по той же схеме: по часу или два перед работой.

— Перечитываете ли уже после издания свои книги? Возникает ли спустя время ощущение, что где-то «не дотянули»?

— Постоянно. Более того, на литературных вечерах мы зачастую меняем истории, концовки переделываем.

— Как видите себя относительно карьеры писателя через 10 лет?

— Седым мужичком, мечтающим написать сценарий для сериала.

— Главное разочарование для писателя – это…?

— Писать как все.

— Особенная радость для писателя – это…?

— Не писать как все.

— Что, на ваш взгляд, необходимо учитывать/делать писателю, чтобы его произведения «заходили»?

— Не врать: писать то, что чувствуешь.

— Поделитесь дальнейшими творческими планами. Будет четвёртый сборник рассказов?

Хочу попробовать себя в другом жанре, подлиннее – написать повесть.

Фото: соцсети А. Бессонова

*В 2022 году признана Министерством юстиции РФ иноагентом.

 

Автор