07.05.2024

Как авиации крылья подрезали: история взлёта и падения ачинского аэропорта

В краеведческом музее хранится много снимков, запечатлевших будни и праздники Ачинского авиапредприятия. А вот о нём самом – ни строчки. Среди постоянных читателей газеты «Город «А» есть человек, который работал там 32,5 года – Сергей Пестерев. Окончив Омское лётно-техническое училище гражданской авиации, он работал техником, потом – инженером. Затем, переучившись, 22 года трудился бортмехаником Як-40. Позвонив ему, попросила поделиться воспоминаниями. Но не ожидала, что Сергей Тимофеевич принесёт уже готовый рассказ о тех годах, составивший целых 37 страниц. Публикуем его в сокращении.

«…В 1953 году в небе над Ачинском стали появляться самолёты, которые начали осваивать пробные пассажирские рейсы и перевозку почты. В городе в те времена не было обустроено взлётно-посадочных полос, как и во всей его округе. Вначале они садились в районе построенного позже глинозёмного завода, где были ровные площади. На этих полях жители Мазули и Марганцевого рудника сеяли зерновые культуры и косили траву. Позднее, где-то в 1963-1964 годах, в районе посёлка Малиновка построили уже более современную грунтовую взлётно-посадочную полосу с небольшим зданием. С одной стороны в нём был установлен привод и радиостанция, с другой – буфет, касса для пассажиров и небольшая площадка для ожидания полётов. Вначале пассажиров переправляли по небу из Красноярска в Ачинск, затем – в Тюхтет, Большой Улуй и Линёво, совершая посадки в нашем городе. Полёты осуществлялись на Як-12 и Ан-2.

Со временем аэропорт начал обрастать вспомогательными службами и персоналом. Появились электрики, водители и начальник, фамилию которого я вспомнить не в силах. Зато на всю жизнь в память вошла фамилия бывшего командира Ан-2 Дубынина, который позже и убедил меня поступить учиться в Омское лётно-техническое училище гражданской авиации, которое я окончил в 1965 году. После получения диплома по личной просьбе был отправлен на работу в качестве техника по радиооборудованию в аэропорт Красноярска. После стажировки в краевом центре аэропорт Ачинска мне показался довольно захолустным. Тогда он имел всего три своих самолёта Як-12, на которых лётчики возили почту в Тюхтет и Линёво, и туда же летали с пассажирами. Смешно, но брать на борт они могли всего трёх пассажиров. Поправить создавшуюся ситуацию помог счастливый случай: управление гражданской авиации, находившееся в Красноярске, вдруг решило создать в Ачинске эскадрилью Ан-2 для проведения авиационно-химических работ. В 1965 году поступило три таких самолёта. И тут же к нам начали отправлять после окончания лётных училищ молодых лётчиков.

На улице Льва Толстого, 18 для работников аэропорта был построен многоквартирный кирпичный дом. Само же авиапредприятие занялось наращиванием объёмов работ. Из краевого центра стали выполняться рейсы на Ли-2 и Ил-14, которые в Ачинске совершали посадки для заправки и техобслуживания, а также – ночёвки экипажей. Отдохнув, летели дальше по трассе на запад и восток. А наши авиаторы с появлением своих самолётов начали осваивать всю округу населённых пунктов, совершая полёты в Новосёлово, пробовали в Ужур и Назарово, позднее – в Абакан. Много полётов было по Тюхтетскому узлу.

Всё большее количество самолётов Ан-2 пополняли наш аэропорт, и если раньше они поступали из других аэропортов, то потом их стали отправлять из Польши. Приехал и молодой специалист по спецприменению авиации, который вёл с нами занятия по технологии обработке ядохимикатами – Николай Заяц. Первые спецполёты по обработке дустом (он завозился в огромном количестве – по 200-250 тонн) начинались в марте-апреле. Распыление по лесам дуста и ядохимикатов для обработки засеянных полей продолжились до 1975 года. После окончания работ самолёты возвращались на базу, грязные внутри, там стоял едкий запах ядохимикатов. Механическая обработка не осуществлялась, женщины мыли салоны простым мыльным раствором. Если в кабине лётчиков была примитивная вентиляция, то для пассажиров стало пыткой просидеть в таком аду даже 30 минут – их тошнило и рвало. Но начальство командовало: продолжать!

Позже стали поступать Як-12, всего их было семь. Первыми лётчиками на них были Константин Гладышев, Виктор Егоров, Михаил Пужайло и Валерий Воропаев.

В 1975 году у нас уже начала строиться бетонная взлётно-посадочная бетонная полоса длиной 1300 метров и перрон для приёма самолётов Як-40 для их постоянного базирования. Командование Ачинского аэропорта решило подготовить для их обслуживания и полётов своих специалистов, лётчиков и техников. В октябре этого же года нас оправляли на учёбу в Кировоград.


Красноярский экипаж Як-40 совершил посадку в аэропорту Ачинска, чтобы заправиться, отдохнуть и полететь дальше.

В ноябре 1976-го ачинские экипажи начали первые рейсы на самолётах Як-40 из Ачинска в Красноярск, Новосибирск и Абакан. Жителям нашего города очень понравился рейс до Красноярска, купить билет на него стало трудно. Не обошлось и без блата: командир авиапредприятия постоянно просил каждый рейс оставлять два-три места для «своих». Летом мы летали до Нижневартовска, доставляя туда грузы и рабочих на вахты. Также с мая по ноябрь совершали рейсы и до Алма-Аты – через Кемерово и Семипалатинск.

География полётов резко сократилась, когда в Красноярске закрылся аэропорт «Северный», а открылся новый аэропорт в Емельяново. Теперь пассажирам стало неудобно летать на наших самолётах до краевого центра. Время полёта составляло всего 15 минут, а потом – пересадка в автобус до самого Красноярска, который надо было ждать порой по 30-40 минут. Да и к тому времени из Ачинска в краевой центр стали возить пассажиров уже комфортабельные автобусы.

Началом закрытия Ачинского аэропорта стала приватизация Красноярского авиапредприятия, начавшаяся в 1985-м. Самолёты Як-40 со всем лётным составом решили перевести в Красноярск, часть лётчиков ушли на пенсию. Оставшиеся Л-410 кому-то продали, а пять новеньких Ан-2 с запчастями и запасными двигателями угнали в Китай. Взамен привезли разную яркую одежду, которую нам же сбагрили в счёт будущей зарплаты. Оставшиеся в аэропорту Ан-2 затем перешли в частные руки, как и все строения в аэропорту.

Вот так плачевно завершилась его судьба…»

Благодарим Сергея Тимофеевича за помощь редакции «Город «А».

Автор