18.04.2024

Максим Маркерт: «Каждая дополнительная копейка бюджета должна идти на создание базовых условий жизни людей»

Завершился очередной политический сезон. Для депутатов Заксобрания он выдался очень насыщенным – вопросы, которые обсуждали народные избранники, буквально врывались в информационную повестку. О том, как прошёл год работы регионального парламента, мы поговорили с руководителем фракции «Справедливая Россия – Патриоты – За правду» Максимом Маркертом.

— Максим Андреевич, накануне в Законодательном собрании депутаты заслушали отчёт председателя правительства Юрия Лапшина о работе за 2021 год. Поделитесь впечатлениями.

— Я задал два ключевых вопроса: сколько нераспределённых денежных средств краевого бюджета лежат на банковских депозитах и почему заработную плату бюджетникам повысили только на общие для страны 8,6%, хотя инфляция прогнозируется уже больше 16%? Честно говоря, конкретики в ответе я не услышал. Уверенно и, как мне показалось, несколько снисходительно Юрий Лапшин сообщил, что сколько денег края лежит в банках – он точно не знает: от 30 до 70 млрд рублей. Что об отсутствии индексации зарплат некоторым категориям бюджетников не слышал, а инфляция в конце года, возможно, будет и пониже. Это удивляет. Как председатель правительства может не знать, что у учителей края уже три года не повышалась зарплата? Почему не может назвать точную сумму средств, которая лежит в банке под процент, а не работает на жителей края? Почему если бюджета края в прошлом году заработал 395 млрд рублей, а потратил только 308 млрд, на нормальное повышение зарплат денег не нашлось? Ответов на все эти вопросы не прозвучало, однако по тону председателя краевого правительства можно было понять, что он уверен – с зарплатами всё хорошо. Как, впрочем, и со строительством метро в столице региона, с состоянием дорог и подпорных стен, школ и поликлиник, мусорной реформой и т.д. Я вот думаю, что мало кто в крае разделяет его уверенность. К сожалению, люди каждый день видят обратное.

— Подведите итоги политического сезона: какие вопросы, рассмотренные Заксобранием, вы считаете наиболее важными?

— Наиболее важным вопросом я считаю как раз повышение заработных плат в бюджетной сфере. Это была наша программа на выборах: представляете, как чувствовали себя бюджетники – всё вокруг дорожает, а зарплата годами не индексируется. Ты как будто в заложниках у любимой профессии! О катастрофической ситуации я говорил постоянно – мои выступления даже стали привычными для коллег. Обе мои поправки в проект постановления Законодательного собрания и закон «О Резервном фонде Красноярского края», направленные на повышения оплаты труда, были отклонены: их не поддержало ни правительство края, ни большинство коллег-депутатов.

Но всё же вода камень точит – Заксобрание рекомендовало, а губернатор дал поручение правительству края в январе 2022 года вернуться к вопросу и предусмотреть дополнительное повышение. В апреле наметился сдвиг: во внесённой корректировке бюджета довели индексацию зарплат всем категориям бюджетников до 8,6%, рекомендованных по всей стране в период санкций, и перенесли пораньше, на июль. Правда, попутно убрали плановую корректировку на 4 % в октябре, и о дополнительном повышении уже никто не говорил. Но и это тоже победа. Будем надеяться, что депутатам удастся убедить правительство края выполнить поручение губернатора в полном объёме, вернуть плановую корректировку и хотя бы чуть-чуть компенсировать годы отсутствия индексации оплаты труда. Ведь сейчас 30 % учителей и медиков получают зарплату ниже минимального размера оплаты труда, а цены растут на глазах!

Кроме того, за эти несколько месяцев был рассмотрен и ещё ряд очень важных вопросов. Причём все они, как ни удивительно, связаны с крайне успешным для бюджета 2021 годом. В казну собрали почти на 100 млрд рублей больше, чем планировали потратить! Как представитель социалистической партии, я вижу в этом шанс в первую очередь помочь людям, разрешить те проблемы, на которые десятилетиями не хватало денег. У нас состояние дорог в деревне в десять раз хуже нормативного, на региональной трассе вполовину хуже – вношу поправку выделить дополнительные средства на ремонт дорог. У нас пожары бушуют, а денег на элементарную опашку и пожарные водоёмы в муниципалитетах нет. Туалеты в сельских клубах ещё уличные – это при излишках-то в полтора миллиарда долларов США по году, если пересчитать! Вам надо понять, что в правительстве края царят очень капиталистические настроения: вместо всего вышеперечисленного большую часть бюджетных денег отдали коммерческим банкам, в рост. Но, как я уже говорил, вода камень точит – понемногу, малыми темпами удалось нарастить расходы на постепенное решение самых больных тем.

— В начале мая в Красноярском крае случились пожары, без жилья остались сотни человек. Депутаты оперативно приняли закон о помощи погорельцам, но сейчас понятно, что в нём есть недоработки. Можно ли, на ваш взгляд, их исправить, и каким образом?

— Закон принят о помощи пострадавшим только в результате пожаров 7 мая. Очевидно, что он не распространяется на пострадавших в иные дни, а ведь чрезвычайная ситуация в крае действовала гораздо дольше. Кроме того, закон предполагает помощь исключительно тем, кто утратил последнее жильё. 26 июня президент Владимир Путин подписал специальный Указ о мерах по ликвидации последствий пожаров в ряде регионов. Первым в этом ряду перечислен Красноярский край. Указ описывает исчерпывающий перечень мер поддержки, необходимых для принятия на региональном уровне, и конкретные сроки. Он предполагает оценку и возмещение пострадавшего имущества и ущерба. Особенно важно, что при недостатке краевого бюджета он даёт возможность обращения в федеральный бюджет за средствами на эти цели. Наш закон был хорош быстрым стартом оказания поддержки, это правильная инициатива сильного губернатора, но сейчас его нужно дополнить. Считаю, необходимо срочно приступить к исполнению указа и на ближайшей сессии принять соответствующие изменения в краевой закон.

— В прошлом году вы выступили с инициативой о дополнительном выделении муниципалитетам средств на ремонт дорог: по полмиллиарда в ближайшие три года. Взять их вы предлагали из средств, предусмотренных на приобретение камер наблюдения. Чем всё завершилось?

— Как я уже говорил, да это и невеликий секрет, дорожная отрасль является недофинансированной. Зато камер на дорогах всё больше и больше. Тут работает всё тот же закон роста капитала: чем больше трат на камеры, тем больше сборов с людей – вложения окупаются меньше чем за год. Считаю излишним тратить 1,5 млрд рублей на ежегодное увеличение количества камер в четыре раза. Камеры видеофиксации должны предупреждать правонарушения и обеспечивать безопасность на дорогах. А все эти «конвейерные штрафы» не приводят ни к безопасности, ни к предупреждению нарушений. Именно поэтому я убеждал поддержать свою поправку и направить деньги в дорожный фонд, на муниципальные дороги.

— Вы были одним из тех, кто предлагал не складывать профицит в кубышку, а потратить на самые насущные цели. Расскажите о своей позиции подробнее, и не изменилась ли она за это время?

— Речь шла о создании специального фонда Красноярского края, где деньги предлагалось копить. Безусловно, моя позиция не изменилась. Я неоднократно говорил, что при исполнении уникально профицитного бюджета недопустимо копить деньги на счетах и экономить на заработных платах и социальных гарантиях. Каждая дополнительная копейка бюджета должна идти на создание базовых условий жизни людей: повышение заработных плат, обеспечение чистой водой и коммунальным обслуживанием, ремонт и содержание дорог, школ, больниц и клубов. Скоро четверть XXI века пройдёт, а кое-где люди в Красноярском крае используют техническую воду в быту, болеют в коридорах, учатся без спортивных залов, не имеют доступа к связи, им даже дороги зимой не чистят. Закон в итоге приняли, но он не работает.

— Несколько дней назад в Ачинске избран новый глава города. Как вы его оцениваете?

— Мне сложно сейчас оценить Игоря Титенкова в качестве главы города Ачинска. Всё будет зависеть от того, на кого он станет ориентироваться и чьи интересы будет представлять. Я надеюсь, что новый глава города будет защищать интересы жителей и ориентироваться на позицию губернатора в своей работе, а не будет защищать интересы только финансово-промышленных групп.

Автор