23.11.2024

В воздухе, на море и на суше: Ачинские металлурги вспоминают годы службы в Вооружённых силах

Современную армию невозможно представить без алюминия – самого, пожалуй, распространённого в Вооружённых силах металла. Благодаря своей лёгкости он используется практически везде – от солдатских походных фляжек до сложного электронного оборудования, начинку которого составляют микросхемы, датчики и прочие детали. А про оружие и технику – и говорить нечего: по небу летают самолёты, практически полностью сделанные из «крылатого металла»; по морям плавают суда, строительство которых тоже не обходится без алюминия; на земле его используют при производстве практически каждого вида огнестрельного оружия и тяжёлой техники. Сегодня мы решили рассказать о людях, которые когда-то прошли военную службу, а нынче успешно трудятся на Ачинском глинозёмном комбинате – предприятии, которое производит сырьё для алюминия.

Полёт нормальный!

Виталий Мясников родом из Термеза: большинству наших соотечественников этот узбекский город известен как населённый пункт, куда в 1989 году выводили советские войска из Афганистана. А в Ачинске парень оказался в 1990 году, когда вместе с братом-близнецом приехал поступать в АВАТУ. Здесь же, во время учёбы, познакомился с будущей женой Натальей.

— В то время по субботам и воскресеньям в АВАТУ проводились дискотеки, – вспоминает Виталий. – Девушкам тоже разрешали туда приходить. Так и завязались наши отношения.

Окончив Авиационно-техническое училище по специальности «Самолёты и двигатели», в 1993 году молодой лейтенант отправился отдавать долг Родине. Службу он проходил в городе Завитинске Амурской области, в полку дальней авиации стратегического назначения. Досконально зная устройство самолёта, он командовал техническим персоналом, который занимался обслуживанием сверхзвуковых ракетоносцев-бомбардировщиков Ту-22 М3. Именно на нём лежала ответственность за безопасность полётов.

Отслужив год, Виталий приехал в Ачинск и предложил Наталье выйти за него замуж. Уволился из Вооружённых сил в 1996 году.

— Это было непростое время и для страны, и для армии, – вспоминает Виталий. – Жена предложила: «Давай вернёмся в Ачинск». Но и на гражданке было не легче. Пробовал себя в разных сферах – трудился и на строительстве, и во вневедомственной охране – но в начале 2000-х захотел стабильности в зарплате, уверенности в завтрашнем дне, и пришёл на АГК. Предложили отучиться на сварщика – я согласился. Устроился машинистом мельниц сырьевого цеха, работал аппаратчиком-гидрометаллургом, сейчас – мастер.

В том, что раньше он командовал обслуживанием самолётов, а теперь стоит у самых истоков производства крылатого металла, Виталий никакой иронии судьбы не видит. Во всяком случае, никогда об этом не задумывался, ведь главное – что дала служба в Вооружённых силах:

— Именно армия помогла мне закалить характер, выработать дисциплинированность, ответственность и взаимовыручку. Это черты, которые характеризуют не только военных, но и настоящих металлургов.  

По морям, по волнам

Ярослав Лелеко был призван на срочную службу в ноябре 1998 года. Ещё на призывном пункте в Красноярске думал, что будет служить водителем, но обстоятельства сложились иначе.

— На меня произвели впечатление представители морфлота, которые приехали за призывниками. Они выглядели очень эффектно: подтянутые, в чёрных беретах и шинелях. Пообещали, что возьмут – так и случилось. Услышал на построении свою фамилию и отправился на Дальний Восток…

Во Владивостоке, на пересыльном пункте, Ярослав вновь встал перед выбором: на каких кораблях служить – надводных или подводных? Была возможность попасть и на границу с Вьетнамом. Но по пути простыл, пропустил набор и попал на остров Русский, в Школу оружия Тихоокеанского флота, где новобранцев готовили для службы на больших противолодочных кораблях. После пяти месяцев обучения Ярослав по распределению попадает на «Адмирал Трибуц» – это противолодочный многопалубный корабль длиной почти 170 метров.

— Он настолько большой, что за полтора года службы в некоторых местах я даже не успел побывать, – говорит Ярослав. – Зона моей ответственности – это оборудование, которое отвечает за освещение надводной и воздушной обстановки. Помимо этого, служба включала и вполне рядовые обязанности: уборка помещений, дежурство, транспортировка провизии. Во время службы наш корабль несколько раз участвовал в совместных боевых учениях с Японией, Северной Кореей и Францией. Пришлось поработать и на реставрации «Адмирала Трибуца»: в течение двух месяцев судно, практически полностью поднятое из воды, чистили как внутри, так и снаружи.

Вернувшись после службы в Ачинск, Ярослав устроился слесарем на ТЭЦ Ачинского глинозёмного комбината, в цех тепловой автоматики и измерений – тут-то и пригодились технические знания, полученные в Школе оружия и во время службы. Сейчас Ярослав Лелеко возглавляет это подразделение.

— Служба на морском флоте гораздо интереснее, чем, например, в сухопутных войсках, – уверен мужчина. – Большая вода, сложное оборудование – в каком-то смысле, романтика. Кроме того, это особые традиции и особое братство. На корабле понимаешь, как важно, когда рядом есть тот, кто готов подставить плечо в трудной ситуации. Хоть во время службы, хоть в трудовом коллективе.

Война и мир

На службу Алексей Чмых был призван в 1994 году из республики Тыва, где он тогда проживал. Изначально предполагалось, что будет служить на море – учиться его отправили в город Пионерск Калининградской области. Но после учебки парня с навыками мотострелка командование направило в Северную Осетию. В это время в соседней республике, Чечне, шли боевые действия – самый разгар Первой чеченской войны.

— Принял присягу – и сразу в Моздок, – вспоминает Алексей. – Нам поставили задачу охранять аэропорт. В боевых действиях участия не принимал, но насмотреться пришлось всякого: мы, молодые парни, повзрослели буквально за несколько дней. Самое страшное – это когда приходилось сопровождать груз-200 на родину. В память врезалась одна поездка в небольшой городок Самарской области. Для прощания установили гроб в клубе, и все приходили проститься. Эту атмосферу всеобщего горя для небольшого населённого пункта, где люди друг друга знали, я помню до сих пор… После службы полностью поменялись взгляды на жизнь – оказывается, в мире нет ничего ценнее её.

Вернувшись после демобилизации в Тыву, Алексей устроился сварщиком в местный угольный разрез. Когда руководство предложило получить высшее образование, Алексей, не задумываясь, поехал в Красноярск и заочно поступил в цветмет на металлурга-механика. Во время учёбы познакомился с Анной, которая училась на горного инженера. Поженившись, они решили вить семейное гнездо в Ачинске, откуда девушка была родом. Алексей некоторое время поработал в подрядной организации глинозёмного комбината, а потом непосредственно на АГК – в Мазульском известняковом руднике. Сначала трудился помощником машиниста экскаватора, но вскоре набрался опыта и сам стал машинистом. Супруга после рождения дочери тоже устроилась на МИР – маркшейдером.

Так, бок о бок, они работают уже 15 лет и считают, что самое интересное – ещё впереди:

— Видно, что производство постоянно развивается. Например, для МИРа в последнее время приобретается много новой техники – это даёт ощущение не только стабильности, но и хорошей перспективы.

Автор