19.04.2024

Почему на уроках Олеси Долгих даже «технари» начинают любить литературу

Почему на уроках Олеси Долгих даже «технари» начинают любить литературу

Накануне Дня знаний мы поговорили с учителем русского языка и литературы лицея № 1 Олесей Долгих. Почему наш выбор пал именно на этого педагога? Дело в том, что Олеся Михайловна стала лауреатом федеральной премии за достижения в педагогической деятельности. Мало кому из педагогов это удаётся. А ещё наша собеседница не согласна с тем, что дети не хотят учиться. Олеся Михайловна считает главной задачей учителя – мотивировать ребят. Судя по длинному списку её учеников, занимающих в основном призовые места в различных конкурсах и олимпиадах – Олесе Михайловне это удаётся. Перейдём к самому разговору…

— Что вас мотивирует на такую активную деятельность: не просто вести уроки, но и дополнительно заниматься с ребятами научной и исследовательской деятельностью? Как пришла идея попробовать свои силы в конкурсе федерального значения?

— На самом деле принимала участие в этом конкурсе и в прошлом году. Но тогда не удалось победить. Однако расстройства по этому поводу не возникло. Тогда сразу решила: буду пробовать ещё. По условиям конкурса нужно было представить результаты своей педагогической деятельности за три последних учебных года. Я показывала наработки с одарёнными учащимися. Оценивались успехи не только ребят, но и мои личные. В итоге удалось стать лауреатом. Это далеко не первый конкурс, в котором я пробую свои силы. Для меня это – процесс развития как специалиста. Интересно поделиться своим опытом, узнать про наработки других учителей. А когда развивается учитель, развиваются и его ученики – это также для меня очень важно.

За победу в конкурсе вы получите 200 тысяч рублей. Уже решили, куда потратите деньги?

— Пока не решила. Но точно знаю, что часть денег пойдёт на самообразование. Возможно, приму участие в семинарах или конференциях, пройду курсы повышения квалификации. Думаю, педагогу нужно постоянно учиться, без этого не будет развития. А если ты перестанешь расти, не получится добиться успехов и твоим ученикам.

— Какие знания вам как педагогу хотелось бы ещё получить?

— Образование не стоит на месте, и, как любая другая сфера, стремительно развивается. В последние годы появилось очень много информационных технологий, которыми мне как учителю хочется овладеть. Часть таких ресурсов я уже использую на своих уроках. Дети живут в мире гаджетов, от этого никуда не денешься. И педагогам нужно находить новые подходы в подаче информации: не просто пришёл, зачитал главу из учебника и задал домашнее задание. Такой метод уже не работает. А если, например, посмотреть всем вместе на экране фрагменты из художественного произведения, а потом обсудить их, или выучить правило через игру – шансы, что ребёнок усвоит материал, становятся гораздо выше.

О чём те проекты, которые вы готовите с учениками?

— Это может быть всё, что угодно. Например, один из недавних проектов носил название «Устаревшие слова – сердце древней Руси» с использованием технологии QR-кода. С помощью этой игры ребята изучали значения устаревших слов, которые так часто встречаются на страницах произведений таких писателей, как Александр Пушкин, Иван Тургенев и Николай Гоголь. Если не знать толкования устаревших слов, то это значительно затруднит понимание фрагмента художественного произведения, и ребята не смогут полностью осмыслить текст. Ученикам очень понравилась такая игра. Все дети были задействованы.

Олеся Михайловна, вы обмолвились об одарённых детях. А как понять, что ребёнок одарённый?

— Одарённый – скорее, условное понятие. Вообще, как мне кажется, каждый ребёнок своеобразен, личность со своим уникальным характером. Знаете, самое интересное, что если ученик обучается в инженерном классе, это не значит, что его не интересуют гуманитарные науки. Они преуспевают не только в химии, физике или математике. Дети мотивированы изучать и другие науки.

Вы так говорите, будто в классах все дети – как на подбор, умнички. А как же оболтусы, которые есть в каждой школе? Как вы с ними находите общий язык?

— Я стараюсь задействовать всех учеников. Кто-то один пишет проект, а потом мы его реализуем с классом: вовлечён каждый! И знаете, ребята заинтересовываются и потом уже сами хотят сделать что-то подобное. Подходят ко мне и говорят: «А давайте мы сами создадим игру и проведём?». Я никогда не отказываю, всегда рада помочь, если у ребёнка есть стремление. Через игровую форму работы правила усваиваются и запоминаются легче.

— Правда ли, что у одних грамотность передаётся по наследству, а другие – безграмотны от природы?

— Думаю, доля правды в этом есть. Вот многие же знают, как правильно пишется слово, а объяснить правило, которое при этом используется, не могут. Есть предрасположенность к чему-то, так называемый склад ума, но окончательно понятие «грамотность, безграмотность» – это результат работы по обучению человека. Но! Если ребёнку этот навык не дан свыше, его можно и нужно привить.

— Часто в учительской среде обсуждается тема профессионального выгорания. Вы работаете в школе 12 лет. Проходили ли через это?

— Нет, меня это миновало. Я знаю, что выбрала правильную профессию. Работа доставляет мне только удовольствие. Чувствую свой профессиональный рост. Очень радуюсь достижениям учеников. Есть желание продолжать развиваться вместе с детьми, осваивать что-то новое.

— Как считаете, кем должен быть учитель для учеников?

— Учитель должен быть для детей наставником. Я больше за сотруднические, партнёрские отношения.

— С каким чувством пойдёте на работу первого сентября?

— С радостным и волнительным. Впереди – учебный год, а значит – много всего интересного. Ребята за лето очень подросли, изменились. Хочется быстрее со всеми увидеться.

Фото: из архива Олеси Долгих

Автор