20.04.2024

Ольга Теряева: «Со своими пожеланиями нужно быть аккуратнее». Интервью с главным архитектором Ачинска

В Ачинске полным ходом идёт благоустройство. В настоящее время реконструируют улицы Зверева и Дружбы Народов. Летом приступят к преображению улицы Кравченко и проспекта Лапенкова. Вишенкой на торте станет парк Победы. По объёму вложенных средств сезон 2021 года бьёт все рекорды. Вот только ачинцы не всегда остаются довольны результатами. Почему? У жителей напрочь отсутствует представление о прекрасном, недорабатывают проектировщики или такой проблемы вовсе не существует? Об этом и о многом другом мы разговариваем с консультантом-Главным архитектором города Ачинска Ольгой Теряевой.

— Ольга Павловна, какие задачи сейчас у вас в приоритете?

— В настоящее время мы разрабатываем дизайн-код города. Дизайн-код – это проиллюстрированные правила и рекомендации, с помощью которых можно сформировать стилистически единую, комфортную и безопасную городскую среду. По сути, это документ, который объясняет, как размещать вывески, рекламу, киоски, уличную мебель и освещение. На примере благоустройства улицы Кравченко и проспекта Лапенкова планируем показать, в каком направлении необходимо двигаться, чтобы улучшить облик города. Поэтому сейчас проводим разъяснительную работу с собственниками нестационарных торговых объектов, расположенных вдоль проезжей части. Наша общая задача – привести их к единообразию.

— Как отреагировало бизнес-сообщество на вашу инициативу? Готовы ли предприниматели жертвовать рублём ради задумки мэрии?

— Когда мы встречались с собственниками нестационарных торговых объектов и озвучивали им свой план, в отношении изменения внешнего вида объектов отрицательных отзывов не услышали. Люди готовы участвовать в улучшении облика города.

— Ни для кого не секрет, что некоторые торговые точки в Ачинске дышат на ладан. Откуда им взять средства на преображение?

— Для того чтобы привести нестационарные объекты, то есть павильоны и киоски, в надлежавший вид, необходимо провести мероприятия, которые потребуют расходов. Собственники объектов это понимают и готовы принимать участие в изменении внешнего вида города. Со стороны администрации будет организована индивидуальная работа с собственниками объектов, так как все точки разной конфигурации и из разного материала. Окажем всю необходимую консультативную помощь.

— С торговыми точками всё более или менее ясно. Но вдоль Кравченко и Лапенкова есть ещё многоквартирные дома, фасады которых тоже, мягко говоря, оставляют желать лучшего.

— Я с вами согласна, и мы прорабатывали этот момент: покрасить дома или придумать принципиально новые фасады? Но на сегодня не существует ни одной федеральной или краевой программы, в рамках которой мы смогли бы воплотить эту задумку в жизнь. А перекладывать ответственность за преображение на собственников, на наш взгляд, неразумно. У жильцов, помимо фасадов, есть много проблем по дому, которые нужно решать. Внешний облик дома – не столь приоритетное направление для людей.

— Продолжая тему благоустройства, не могу не спросить вашего мнения: почему жителям далеко не всегда нравится то, что получается в итоге?

— Думаю, многое зависит от подрядчика, который выполняет работы. Не всегда то, что было задумано, в конечном итоге удаётся воплотить в жизнь по тем или иным причинам, от нас не зависящим. Со своей стороны отмечу, что большинство предложений и замечаний, озвученных жителями на стадии обсуждения будущего проекта, учитываются. Но, например, идею о том, чтобы в сквере по улице Зверева появилась площадка для выгула собак, мы сразу отклонили. Понятно, что жильцам ближайших домов соседство с таким объектом не пришлось бы по душе. Так что нужно быть со своими пожеланиями аккуратнее. Наверное, в большинстве случаев критика исходит от тех, кто не принимает участия в обсуждении. Хотя замечаю, что в последнее время ачинцы стали более активными. Например, на обсуждение проекта одного из городских пространств, которое мы проводили в молодёжном центре «Сибирь», собралось больше 80 человек. Хотелось бы ещё больше, но и это количество радует.

— На днях в редакцию обратилась читательница, которая случайно узнала, она проживает в зоне культурного наследия. Женщина пожаловалась: теперь ей даже нельзя обшить дом цветным сайдингом в тот цвет, который она хочет. Расскажите, что это за зоны такие и какую ответственность проживание в них накладывает на собственников?

— Как мы знаем, на территории Ачинска расположены 52 объекта культурного наследия. У каждого из них есть своя охранная зона разной величины, утверждённая постановлением правительства Красноярского края ещё в 2016 году. В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряжённой с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия. Допустим, если у исторического строения разрушается фундамент или стена, нельзя рядом с ним возводить новое капитальное строение, это ухудшит состояние культурного объекта.

— Если в охранную зону попадает частный дом, какие ограничения накладываются на собственников?

— Соблюдать особый режим. Например, в прошлом году к нам обратилась жительница частного дома, который входит в такую зону. Женщина планировала реконструкцию дома с отделкой фасадов из металлопрофиля, но рядом находятся объекты культурного наследия в деревянном и кирпичном исполнении. В таком случае собственнику необходимо разработать проектную документацию и согласовать со Службой по государственной охране объектов культурного наследия в Красноярске. Орган местного самоуправления такими полномочиями не обладает.

— Думаю, немногие ачинцы, проживающие в таких зонах, понимают, как им «повезло»! А что вы думаете об инициативе исключить часть исторических зданий из перечня объектов культурного наследия, чтобы собственникам было проще и дешевле их реставрировать?

— Процедура исключения, на самом деле, не только финансово затратна, но и долговременна. Кроме того, чтобы исключить объект из реестра объектов культурного наследия, нужно пройти очень сложную и долгую процедуру.

— Уже есть понимание, что будете делать с решением Арбитражного суда, обязавшим администрацию подготовить проектную документацию на проведение работ по сохранению зданий по Ленина, 24 «Г», и Партизанской, 37? В этих домах ведь есть и муниципальные квартиры. Неужели собственникам придётся оплачивать эту процедуру из своего кармана?

— Да, этот вопрос мы уже прорабатывали, даже собирали коммерческие предложения на разработку научно-проектной документации. Специалисты озвучили сумму: проект на один дом будет стоить от шести до девяти миллионов рублей. Соглашусь, очень высокая цена. На эти деньги можно спроектировать многоквартирный жилой дом на 80-95 квартир. Конечно, и мы не понимаем, из чего складывается такая стоимость. Однако оспорить её не можем.

— Тот апрельский приезд специалистов разного уровня вселял надежду, что Ачинску помогут, в том числе и финансово, чтобы сохранить памятники культурного наследия. Понятно ведь, что ни собственники, ни мэрия не может самостоятельно осилить это бремя. А получилось, как в той поговорке: хотели, как лучше, а получилось, как всегда.

— Как нам объяснили, собственников объектов таким образом замотивировали. Чтобы подвигнуть делать это не по решению суда, а добровольно и вовремя. Администрация искала пути решения, но сегодня нет ни одной программы по сохранению объектов культурного наследия, а именно объектов капитального строительства, в которой мы могли бы принять участие.

— Предлагаю закончить на позитивной ноте. Скажите, где в Ачинске вам нравится бывать больше всего?

— Считаю, у нас достойный парк Победы. Люблю посещать театр: там ставятся очень хорошие спектакли.

Фото: «Город «А»

 

Автор