22.11.2024

Откровения ачинки, следившей за иностранцами по заданию КГБ

«К приезду иностранцев я даже надевала каблуки»

Когда-то КГБ, комитет государственной безопасности, держал под колпаком весь Советский Союз. Деятельность спецслужбы завершилась в 1991 году, и только спустя время СВР России (Служба внешней разведки) впервые рассекретила имена нескольких выдающихся советских и российских разведчиков. По некоторым данным, каждый сотый житель СССР был вынужден сотрудничать с КГБ. Правда, об этом не принято было распространяться: многие до сих пор избегают разговоров о контактах со спецслужбой. Героиня очередной «Тайной комнаты» сомневалась, стоит ли ворошить прошлое, но в итоге нам всё-таки удалось её разговорить…

— При каких обстоятельствах вы впервые попали в поле зрения КГБ?

— Город не назову, но скажу – работала я в то время экскурсоводом в одном музее. Это был конец 60-х годов, мне – 27 лет.

— Как считаете, почему привлекли внимание спецслужбы?

— Потому что работала научным сотрудником музея и проводила экскурсии для иностранцев. Сам город был ограничен для въезда жителям других стран, в музей они приезжали исключительно на экскурсионных автобусах, в сопровождении руководителя группы. Музей всегда предупреждали, что ожидается приезд делегации, чтобы мне успеть подготовиться, как следует.

— Что значит «подготовиться»?

— Прихорошиться значит. Меня отпускали с работы, я шла в парикмахерскую делать причёску, надевала красивое платье и даже туфли на каблуках, хотя никогда в обычной жизни обувь на каблуках не носила.

— А какие иностранцы бывали в музее: американцы, немцы, китайцы?

— Приезжали отовсюду. Как-то проводила экскурсию для стран Варшавского договора: чехов, югославов, поляков и так далее. Тогда произошёл забавный случай. Во время повествования я запнулась, чего со мной никогда не бывало. А дело в том, что мне помешали: кто-то шёпотом переговаривался. Я остановилась, прислушалась: разговаривали несколько человек. Один из сопровождающих группы объяснил, что работают сразу пять переводчиков для иностранцев: такая разношёрстная группа собралась. После объяснений я продолжила. Кстати, очень часто такие группы во время экскурсии «вели» два человека в штатском. Я знала, что они были сотрудниками КГБ.

— Лично вы как-то соприкасались со спецслужбой во время работы?

— Однажды меня вызвали в КГБ и попросили узнать, работает ли на одном из объектов студент с такой-то фамилией. Его отец возглавлял в Западной Украине определённое движение. Потом лидера расстреляли, и движение возглавила его дочь. Я предложила, как могу выведать эту информацию. Но такой способ им не подошёл. Потом, насколько я знаю, они вышли на другого человека, который им помог. Когда я работала в музее, был там ещё один странный посетитель: он меня до жути напугал…

— Расскажите подробнее.

— Повадился к нам какой-то мужчина, лет на 10-15 старше меня, интеллигентный. Приезжал каждое воскресенье: ходил по объекту, фотографировал. И меня тоже щёлкал, когда я экскурсии проводила. Не могу сказать, что мы с ним были знакомы, но разговаривали, хотя я не знала даже его имя, он ничего не спрашивал обо мне. Долго он в музей наведывался, почти два года.

— Так, может, просто влюбился?

— Так мне и в КГБ сказали, когда я к ним с руководителем музея заявилась. Это произошло после того, как мужчина пришёл в музей под конец рабочего дня: уже почти все разошлись по домам. Мы с кассиршей сидели у входа, тоже собирались. Он присел недалеко, как бы невзначай открыл свой чемоданчик, а внутри – пачки денег. Я сделала вид, что не увидела. Он никак не прокомментировал своё поведение. Рабочий день закончился, мы пошли домой. А спустя время мне прислали фотографии, на которых я была запечатлена. Я сразу поняла, кто был их автор. Стало страшно, и я пошла к своему начальнику и всё рассказала.

— Что было дальше?

— После того как мы сходили в КГБ, мужчина исчез. Больше я никогда его не видела. До сих пор ума не приложу, кто это был и что ему могло быть нужно от меня.

— А если бы вас попросили доносить, например, на коллег, согласились бы?

— На такое – никогда.

— Вы коллегам или друзьям рассказывали об этих историях, своём общении с КГБ? Может быть, с вами кто-нибудь этим делился?

— Что ты! Об этом не принято было говорить вслух. Наверняка в музее и с другими сотрудниками у ведомства был налажен контакт, но всё хранилось в строжайшей тайне. Ещё был у нас один вопиющий случай. В музей тайно проникли немцы: прошли где-то через разобранное ограждение. Мы об их визите узнали, когда в немецкой газете опубликовали снимки исторического музея изнутри. Вот тогда был скандал. Меня, прямо из дома, когда я пол мыла, отвезли на машине в КГБ давать показания. После этого нас предупредили, чтоб мы с иностранцами, которые не в составе группы, не контактировали. Правда, в дальнейшем подобного больше не происходило.

*13 марта 1954 года чекисты были выведены из состава министерства внутренних дел СССР, был сформирован комитет государственной безопасности CCCP – КГБ. Новая структура ведала разведкой, оперативно-розыскной деятельностью и охраной госграницы. Помимо этого, в задачу КГБ входило обеспечение ЦК КПСС информацией, затрагивающей государственную безопасность.

Фото news.21.by

Автор