Заведующий ачинским филиалом Красноярского краевого Центра крови № 1 – о донорах, реформации отрасли и безопасности процедуры переливания крови
20 апреля отмечается Всемирный день донора. Он посвящён всем донорам крови, врачам и медсёстрам, работающим в пунктах переливания крови. Накануне выхода очередного номера «А» мы беседуем с тем, кто в Ачинске отвечает за это важное направление – заведующим филиалом Красноярского краевого центра крови № 1 Михаилом Антипиным. Несмотря на свою заслуженность (Антипин в 2021 году признан лучшим врачом службы крови России!), о себе собеседник говорить не любит. А о переливании крови – с большим удовольствием: за более чем 20-летний опыт работы интерес к профессии у врача не иссяк.
— Михаил Николаевич, припомните, какие кардинальные изменения за последние два десятка лет происходили в Службе переливания крови?
— Одно из самых значимых – реорганизация в начале 2000-х. Раньше в Красноярском крае у каждой больницы было своё отделение по переливанию крови. В 2001 году систему упразднили, создав краевой центр крови и сеть филиалов. Это было сделано для того, чтобы систематизировать процесс заготовки крови и, что, наверное, ещё более важно, повысить ответственность специалистов, занимающихся этим вопросом. Всего на сегодняшний день в регионе работает пять филиалов: помимо Ачинска – в Норильске, Канске, Лесосибирске и Минусинске. Головное учреждение – в Красноярске. И не могу не сказать об удручающей ситуации, которая в то время сложилась с медицинским оборудованием. Центрифуги приходилось просить в больницах под честное слово. Работали не разовыми материалами: инструменты проходили через автоклав. С 2005 года начала действовать федеральная программа, благодаря которой Центры крови стали получать самое новейшее оборудование. Сегодня наше учреждение укомплектовано всем необходимым. К слову, в прошлом году в Центре сделали капитальный ремонт.
— На днях в Ачинске широко обсуждался вопрос острой нехватки кадров. Какая ситуация с персоналом в вашем Центре?
— Что касается младшего и среднего персонала – проблем нет: практически все вакансии закрыты. А вот ситуация с врачебными кадрами тревожит. На ближайшие несколько лет нас – меня и моё поколение – ещё хватит. А дальше – тупик. За последние 20 лет к нам в учреждение устроились на работу всего два доктора: молодые специалисты не приходят. Готов хоть завтра принять врачей – всему научим, где надо – подскажем, поможем и поддержим. Особенно сегодня нуждаемся во враче-лаборанте.
— Какова сегодня вероятность того, что пациент при переливании крови будет заражён какой-либо инфекцией?
— Такие ситуации, действительно, могли иметь место лет 40 назад, когда мы только услышали о ВИЧ и СПИДе. Не проводилось обследование донорской крови на вирус гепатита С. Сегодня вероятность заражения реципиентов сведена к нулю. Донора проверяют самым тщательным образом. Во-первых, он перед каждой кроводачей сдаёт все необходимые анализы. После донации крови и её разделения на компоненты, плазма в замороженном виде отравляется на карантинное хранение на полгода. Если в течение этого периода у донора выявляется какое-либо заболевание, его компонент крови выбраковывается, и он же никогда не попадёт в лечебную сеть. Кроме этого, существует метод вирусинактивации. То есть плазма подвергается обработке метиленовым синим под воздействием ультрафиолетового излучения, что полностью исключает возможность инфицирования реципиента.
— Как быстро, к примеру, кровь может быть доставлена вашим Центром в Ужурскую больницу?
— Мы заготавливаем очень большой объём крови, обеспечивая своими компонентами не только все лечебные учреждения Западной группы районов, но и краевую столицу. Что касается вашего вопроса: в каждой больнице имеется минимум пятидневный запас крови. Выдача компонентов крови в нашем филиале осуществляется круглосуточно. Если возникает необходимость в переливании крови в Ужурской больнице или других лечебных учреждениях, достаточно сделать заявку дежурной медсестре, и она сразу подготовит необходимый компонент к выдаче.
— Если пациенту перелить не подходящую его параметрам кровь, какие будут последствия?
— Зависит от того, какой компонент крови и в каком объёме был перелит, и от своевременности начатого лечения. При переливании несовместимой группы крови возникает острая боль в плоских костях, повышается температура и начинается нарушение сознания вплоть до судорог и комы, падает артериальное давление, развивается одышка. Как итог: острая почечная недостаточность. Если не оказать экстренную помощь – летальный исход. На моей памяти такой случай произошёл однажды в самом начале моей работы, то есть более 20 лет назад. К счастью, для пациента всё закончилось благополучно.
— Если я не ошибаюсь, существует так называемый «заменитель» крови. Какую он выполняет функцию?
— Единственный препарат, который был создан как альтернатива донорской крови – это перфторан. Но в настоящее время в связи с малой изученностью и недостаточной апробацией в медицинской практике он не применяется. Донорская кровь по-прежнему незаменима.
— Сегодня по крови можно определить, болел человек короновирусом или нет?
— Можно – по наличию антител в крови. К слову, во времена ковида Центр продолжал забор крови, несмотря на то, что было крайне тяжело организовать рабочий процесс в условиях соблюдения эпидемиологических мер. При коронавирусе мы начали заготавливать антиковидную плазму, взятую от больных, перенёсших инфекцию. Предпочтение отдавалось мужчинам молодого возраста, перенёсшим коронавирус в выраженной форме. Лечебные учреждения Ачинска её применяли. Позже выяснилось, что введение антиковидной плазмы пациенту эффективно только в первые пару дней после начала заболевания. В итоге это направление как-то не пошло, хотя мы такую плазму заготавливали.
— Михаил Николаевич, сколько сегодня в Ачинске почётных доноров России?
— Ачинцы в этом плане – уникальные: я ни разу нигде не встречал такую донорскую активность. Почётных доноров у нас около 1500 человек. Для примера: по всему Красноярскому краю их немногим больше этого количества. Ежемесячно мы подаём документы на присвоение звания на 8-16 человек! В сдаче крови активны и жители других наших районов. Скажу больше: нам порой приходится даже отказывать потенциальным донорам, так как испытываем профицит той или иной группы крови.
А вы знали, что…
- Каждому третьему жителю Земли приходится хотя бы раз в жизни переливать кровь, компоненты или препараты крови.
- По данным ВОЗ, чтобы обеспечить достаточные запасы донорской крови, не менее 1% жителей страны должны быть регулярными донорами.
- В организме у взрослого человека примерно пять литров крови (6- 8% от массы человеческого тела), у ребёнка – около трёх.
- Красный цвет крови придают эритроциты, а им, в свою очередь – гемоглобин, в состав которого входит железо. За всю жизнь у человека вырабатывается около 650 кг эритроцитов.
- Если соединить все сосуды человека, то они будут равны 100 тысячам километров.
- Самый знаменитый донор в течение жизни совершил 1173 донации.
- Регулярные доноры значительно реже страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями и живут в среднем на пять лет дольше.
- По мнению японцев, группа крови в большей степени определяет характер и индивидуальные особенности человека, чем созвездия Зодиака.
Тоже стоит почитать
Фасад, которому рад: программа капремонта – о чём мы не знали?
Татьяна Громова: «Все поручения главы Ачинска должны исполняться в срок: по-другому нельзя»
Александр Майер: «Чудес не бывает, а в ЖКХ – особенно»