Идею посадить в городе 2024 дерева в начале февраля впервые озвучил глава Ачинска Игорь Титенков на аппаратном совещании в администрации. Чуть позже информацию расширил зам по ЖКХ Владимир Анфимов: выступая в середине месяца на заседании Общественной палаты, он заявил, что планируется приобрести ели, берёзы, серебристые тополя, рябину и черёмуху. Причём деревья будут большими: не менее двух метров.
«НАРОДНЫЕ» ПОСАДКИ
Вряд ли у нас в городе есть противники озеленения, но ситуация приобрела немного другой вид, когда стало ясно, что за этот лес нужно будет заплатить более 28 млн рублей – то есть в среднем по 14 тысяч рублей за одно дерево. Утвердить эти траты должны депутаты горсовета – накануне они обсудили инициативу мэра на комиссии по финансам.
— Ачинск, безусловно, нуждается о озеленении… – начала депутат Наталья Сусанина. – Но надо учитывать, что в городе, к сожалению, не научились ухаживать за деревьями – где-то не полили, где-то техника сломала во время уборки снега… Кроме того, у нас есть более важные статьи: например, эти деньги мы можем направить на антитеррористическую безопасность школ и детских садов. Три года назад нам, по-моему, озвучивали сумму в 90 млн рублей. Понятно, что сэкономленные на покупке деревьев средства не покроют всю эту потребность, но значимую роль всё-таки сыграют.
В итоге Сусанина выдвинула кардинальное предложение: не закупать деревья вообще. Был у Натальи Юрьевны и другой аргумент:
— У нас катастрофически не хватает денег на работу «Центра обслуживания учреждений», который и занимается содержанием благоустроенных пространств, в том числе зелёных насаждений. В такой ситуации, я считаю, власть должна принимать нестандартные решения. Ачинцы, например, очень активно собирают помощь для СВО. Думаю, что таким же, «народным», способом можно и город озеленить. Возможно, тогда и отношение к зелёным насаждениям изменится: никто не будет их ломать, а наоборот – будут ценить и оберегать.
ЁЛКИ-СВАЛКИ
Ирина Вавилова, председатель комиссии по финансам, пояснила, что вопросы есть и у Контрольно-счётной палаты:
— «Мониторинг рыночной стоимости посадочного материала – деревьев и кустарников – показал, что стоимость посадочного материала, обозначенного в коммерческом предложении фирмы «Зелёный мир», завышена по отношению к другим поставщикам», – процитировала Ирина Владимировна лежащий перед ней документ.
Вавилова привела и конкретные примеры: питомник растений «Стожары» продаёт ели за 9800 рублей, ИП Иванов – за 8000, а «Зелёный мир» – за 21000. По тополю серебристому соотношение такое: 6000 – 6000 – 23000 (соответственно). Примерно такое же соотношение – и по стоимости других деревьев.
Именно такой большой разрыв в ценах в первую очередь и смутил Контрольно-счётную палату. Её председатель Елена Слезко пояснила:
— Сумма – 28 миллионов – посчитана некорректно. Ценники в трёх предложениях должны быть более-менее однородными, а в данном случае диапазон превышает 33 процента.
Заместитель мэра Наталия Григорьева согласилась с большим разрывом, но по полочкам разложила эту коллизию:
— Я согласна и с депутатами, и с КСП, но мы работали именно с теми коммерческими предложениями, которые нам были представлены. Далее ситуацию отрегулирует рынок: скорее всего, по итогам торгов получится экономия. Но, опять же, потратить деньги мы сможем только на эти же самые цели. В прошлом году депутатский корпус неоднократно обсуждал так называемые «окрашенные» платежи – это поступления от предприятий за негативное воздействие на окружающую среду: более 60 млн рублей в год. Такие деньги ранее мы могли направить на ликвидацию несанкционированных свалок, озеленение и обслуживание общественных пространств. Благодаря этому ранее мы тратили деньги на «Центр обслуживания учреждений». Но в прошлом году законодательство изменилось, и теперь последний пункт исключён – остались свалки и озеленение. Любые другие траты будут трактоваться как нецелевое использование бюджетных средств. С этой проблемой мы обращались и в краевое министерство финансов, и к депутату Госдумы Александру Дроздову. Возможно, будут какие-то изменения. Но пока по прошлому году мы имеем порядка 40 млн «окрашенных платежей», на которые мы не провели озеленение и не убирали несанкционированные свалки. В этом году 29 млн заложено на обрезку деревьев, 3,4 млн – на ликвидацию свалок. Остальные и предлагается потратить на покупку 2024 деревьев. Сэкономленные в ходе торгов средства мы, опять же, сможем потратить только на деревья и свалки – ни на какие другие цели.
«ОЗЕЛЕНЯТЬ НУЖНО С УМОМ»
Слово взяла депутат Ксения Талай:
— Ну хорошо, купим мы эти 2024 дерева… А есть ли какой-то план: где именно они будут высажены? Кто этим будет заниматься? Кто будет ухаживать за ними?
Представитель мэрии пояснил: часть деревьев будет высажена в ходе благоустройства улицы Мира, остальные – куда захотят жители Ачинска: предложения от населения принимаются.
— То есть мы даже ещё не знаем, куда будем высаживать эти 2024 дерева? – словно не веря своим ушам, уточнила Ирина Вавилова. Вопрос оказался риторическим.
— Число «2024», конечно, красивое, – продолжила Ксения Талай. – И учитывать пожелания жителей – тоже хорошо. Но я за то, чтобы у нас был конкретный проект, конкретная идея. Сейчас, к сожалению, нет ни того, ни другого. Всё-таки озеленять нужно с умом!
Выступающих коллег поддержал и депутат Дмитрий Куликов:
— Проект действительно важен и нужен. Но за несколько дней, оставшихся до сессии, никто этот план нам не предоставит. Поэтому предлагаю оставить этот вопрос до следующей корректировки.
Понятно, что для составления какого-либо проекта нужно время. А времени как раз и нет: если депутаты не согласуют выделение 28 млн на покупку 2024 деревьев сейчас, то вопрос придётся выносить на следующую корректировку, которая состоится в конце мая. А значит, сажать придётся уже осенью.
Но депутаты решили, что ничего страшного в этом нет, и если мэрия не представит им план, то вопрос всё-таки нужно исключить из корректировки. Окончательное решение будет принято в пятницу, 1 марта.
Тоже стоит почитать
Жить станем лучше, жить станем веселей: в администрации озвучили прогноз развития города до 2027 года
Билет в один конец
Диагноз не подтвердился: как ачинцы отстояли реконструкцию поликлиники № 3