16.04.2024

Маршрут к модернизации

Беседуем с заместителем главы Ачинска по ЖКХ и транспорту Владимиром Анфимовым о переменах, грядущих в организации пассажирских перевозок

Организация пассажирских перевозок в Ачинске – тема для нашего города острая и актуальная на протяжении последних нескольких лет: сложности настали после банкротства ПАТП в 2018 году.

Команда главы Ачинска Игоря Титенкова основательно взялась за пассажирские перевозки в сентябре 2022 года: тогда был запущен новый маршрут № 6 «Ц», следующий от соцзащиты до улицы Озёрной в Марганцевом Руднике. А полгода назад студенты одного из учебных заведений города по инициативе администрации проанализировали пассажирские потоки. Позже на платформе «Активный гражданин» был проведён опрос на тему, где, по мнению жителей, должны появиться новые автобусные маршруты. О результатах этой работы и в целом об организации пассажирских перевозок беседуем с ответственным за данное направление – заместителем главы Ачинска по ЖКХ и транспорту Владимиром Анфимовым. 

— Владимир Владимирович, предлагаю начать с общей информации. Какое количество перевозчиков сейчас работает в Ачинске и сколько насчитывается маршрутов в целом по городу?

— В Ачинске действует три маршрута электротранспорта и 14 автобусных маршрутов. Движение трамваев организует МУП «АГЭТ». Что касается автобусных маршрутов, контракты на перевозку пассажиров общественного транспорта у администрации города заключены с двумя перевозчиками. Большая часть маршрутов – № 12 из 14 – частично субсидируется из бюджета, и только два – № 8 и 9 – находятся на самоокупаемости.

— Перейдём к главному. Чем же вызвано такое пристальное внимание со стороны мэрии Ачинска к теме пассажирских перевозок?

— В первую очередь это связано с регулярными обращениями граждан в администрацию города из-за низкого качества оказания услуг по пассажирским перевозкам. Сюда можно отнести и отклонение от расписания, и неприбытие автобуса, и грязь внутри и снаружи автобусов. Когда мы углубились в тему организации пассажирских перевозок, то поняли, что у нас нет чёткого представления ни о пассажиропотоке, ни о востребованности того или иного маршрута. Эту аналитическую работу не проводили давно, и мы решили начать её именно со сбора информации, которая помогла бы увидеть полную картину.

Второй немаловажный факт – в Ачинск в этом году поступят 10 новых автобусов экологичного класса в газовой модификации. Этот транспорт станет основой муниципального автобусного парка Ачинска на базе АГЭТ. И перед нами встал вопрос: усилить действующие маршруты или ввести абсолютно новый? То есть сбор данных дал нам чёткий ответ и на этот вопрос.

— Поделитесь результатами этой масштабной работы?

— Первое, на что мы обратили внимание: некоторые автобусные маршруты пересекаются. В настоящее время создана рабочая группа, куда вошли депутаты горсовета, перевозчики и специалисты администрации. Планируем детально рассмотреть расписание каждого маршрута, чтобы понять, где необходимы изменения. Например, маршрут № 9, следующий до «Сибирского городка» на улице 5-го Июля. Утром и вечером маршрут востребован: сюда на автобусе добираются работники торгового центра и ближайших компаний. А в дневное время пассажиров почти нет. Перевозчики предлагают укоротить маршрут днём. Наша задача – проанализировать это предложение, чтобы окончательное решение не шло вразрез с интересами жителей. Ситуация с организацией движения трамваев более ясна. В результате мониторинга мы сделали вывод о необходимости сокращения 13 рейсов – это восемь процентов от общего количества рейсов в сутки, совершаемых подвижным составом МУП. То есть с недавних пор трамваев на линии стало меньше, но никто из пассажиров этого не заметил. Большой плюс для муниципального предприятия – сокращение затрат, которое в будущем положительно скажется на экономической составляющей «Ачинского городского электротранспорта».

Какое мнение высказали жители о том, где в Ачинске необходимы новые маршруты? Какие это улицы?

Как мы говорили ранее, данные мы собирали двумя способами. Студенты проводили опрос жителей, а после прошло онлайн-голосование на платформе «Активный гражданин». И, не поверите, информация из обоих источников оказалась абсолютно идентичной. В полученном списке фигурировали улицы Профсоюзная, Мира, Свердлова, Гагарина, Чкалова. Отталкиваясь от этих сведений, мы чётко понимаем, по какому маршруту в скором времени начнут курсировать новые автобусы.

— Давайте кратко обозначим этот маршрут.

— Не исключаю, что в маршрут в дальнейшем могут быть внесены изменения. Но на данный момент логистика выглядит примерно следующим образом: Сибгородок, куда, кстати, общественный транспорт никогда не ходил. Далее на Красного Октября и по Свердлова до кольца УВД, по Гагарина и Чкалова. К слову, в рамках нового маршрута рассматриваем возможность заезда в Мазуль: чтобы детям, проживающим на территории, было комфортнее добираться до школы № 7. При составлении нового маршрута старались максимально исключить пересечение с действующими маршрутами. И пока выходит так, что таких пересечений – всего 30 процентов. В то время как действующие маршруты дублируют друг друга в 70 процентах.

— Владимир Владимирович, но ведь новые маршруты – это не только новые автобусы и пути, но и вся сопутствующая инфраструктура.

— Безусловно, вы правы. По предварительным расчётам, на организацию нового маршрута понадобится установка 30 автобусных павильонов и множества дорожных знаков. Если говорить о сроках реализации этого грандиозного проекта: воплотить идеи в реальность мы планируем за период строительного сезона 2024 года, то есть до осени.

— Но даже создание необходимой инфраструктуры – это полбеды в сравнении с тем, что в Ачинске катастрофически не хватает водителей автобусов. На проблему с кадрами регулярно жалуются частные перевозчики. Как будете выходить из ситуации?

— Уже организована работа с кадровым центром «Работа России», составлено штатное расписание с конкурентной заработной платой. Сформированы программы обучения водителей категории Д на базе учреждений среднего профессионального образования. Знаю, что вопросом подбора кадров занимается руководитель МУП «АГЭТ» Дмитрий Назарчук. Уверен, он справится с поставленной задачей: опыт в организации пассажирских перевозок у него очень большой.

— А сколько всего требуется водителей для десяти новых автобусов?

— 23 водителя категории Д.

— Вернёмся к началу нашего разговора. Вы сказали, что жалоб на перевозчиков меньше не становится. Как администрация реагирует на обращения граждан? Какие меры предпринимаются в отношении нерадивых подрядчиков?

— Если фиксируется факт оказания услуг пассажирских перевозок, не отвечающих требованиям, указанным в контракте, перевозчики отвечают за это рублём. Наши инспекторы проверяют все обращения, поступающие от пассажиров, на основании которых направляют перевозчикам предписания об их немедленном устранении. Кстати, организовав в Ачинске предприятие по автобусным пассажирским перевозкам, мы планируем на собственном примере показать, как нужно работать.

— На одном из совещаний шёл разговор о начале работы в Ачинске Центра мониторинга пассажирских перевозок. Подобное учреждение в скором времени появится в городе?

— Скажу так – мы будем делать всё, чтобы оно появилось. В Красноярске, например, Центр мониторинга действует уже 15 лет, и за это время доказал свою эффективность. Недавно я побывал в краевой столице, чтобы перенять опыт коллег по организации работы такой структуры. Диспетчер Центра мониторинга в режиме реального времени следит за тем, как двигаются автобусы: кто идёт с опережением расписания, а кто – отстаёт. Задача диспетчера как раз и заключается в координации движения. Подчеркну: Центр не несёт функции контроля, его задача – в том, чтобы максимально управлять пассажирскими перевозками. Я уже не говорю о различных мобильных приложениях, также способствующих улучшению качества предоставления услуг общественного транспорта. Мы перед собой таких масштабных задач пока не ставим, но первые шаги в этом направлении, тем более с поддержкой жителей, делать, уверен, следует.

Автор