20.04.2024

За нами не заржавеет

На прошлой неделе на 96-м году жизни скончался Владимир Долгих. Многим, конечно, не нужно объяснять, кто это такой. А тем, кто, возможно, подзабыл историю нашего города, напомню, что именно при Долгих был введён в эксплуатацию Ачинский глинозёмный комбинат. Причём в составе крупнейшего в мире металлургического комплекса: тогда же появились Красноярская ГЭС (на тот момент – крупнейшая в мире электростанция), а чуть ранее – алюминиевый завод. Благодаря ачинскому глинозёму КрАЗ значительно увеличил свои мощности, в результате в столице региона был построен ещё и металлургический завод. Это дало мощный толчок развитию всей страны.

Долгих руководил Красноярским краем (тогда не было никаких губернаторов, эта должность называлась «первый секретарь краевого комитета КПСС») по нынешним меркам совсем недолго: 1969-го по 1972 год. Но что было сделано за эти три года? Красноярский край стал не только обеспечивать свои потребности, но и превратился в экономического донора для других регионов. Одновременно экономический рывок произошёл в лесной отрасли и в сельском хозяйстве.

До этого Долгих семь лет был директором Норильского горно-металлургического комбината (на базе которого впоследствии и возник «Норильский никель»). Именно при нём город получил второе рождение, а комбинат вышел на лидирующие позиции по производству.

Павел Федирко (тоже, кстати, умер в прошлом году), преемник Владимира Долгих, управлял краем намного дольше – с 1972-го по 1987 год. Но и сделано за эти 15 лет немало. В крае появились десятки новых предприятий, в том числе – Ачинский НПЗ, Дивногорский завод низковольтной аппаратуры, «Крастяжмаш», КраМЗ, Сосновоборский завод автомобильных прицепов, «Сибволокно», Берёзовский угольный разрез. Построены аэропорты «Емельяново» и «Черемшанка», в столице региона появились театр оперы и балета, институт искусств, несколько концертных залов, культурно-исторический музейный комплекс… А уж про жилищное строительство, развитие социальной сферы – и говорить не будем.

К чему был этот неглубокий исторический экскурс?

А к тому, что если бы не эти люди, Ачинск по-прежнему был бы большой деревней на Транссибе.

К тому, чтобы вы могли почувствовать масштаб, от которого захватывает дух. Особенно – на фоне «достижений» нынешней власти.

Что построено в Красноярском крае за последние 30 лет, прошедшие с момента краха Советского Союза?

Ни-че-го. На память приходит только Богучанский алюминиевый завод. За три десятка лет. Один завод. И тот ещё не достроен.

Всё остальное – только разрушено. Обанкротились «Сибтяжмаш» и химкомбинат «Енисей», исчезли комбайностроительный и «Краслесмаш», «Химволокно», ничего не осталось от судостроительного, шинного, целлюлозно-бумажного и телевизорного заводов… Перечислять всё – никакой газеты не хватит.

Только за последнее время произошло несколько крупных экологических катастроф, и все – из-за того, что проржавели бочки для топлива, установленные ещё в советское время. Как, например, недавно в Норильске. В результате загажена огромная территория – это единственное, что у нас получается очень хорошо.

Факт, что инфраструктура изношена полностью. У нас в каждом углу стоит такая ржавая бочка.

Можно сколько угодно ругать советский строй, но где бы мы сейчас были, если не заводы, которые построила советская власть, а точнее – советский труженик?

За одно можно быть спокойным: после нас ничего не проржавеет. Потому что ржаветь будет нечему.

Автор