24.04.2024

Огнеборцы-добровольцы: почему в Ачинском районе не горят желанием создавать пожарные команды на общественных началах?

О том, что глав сельсоветов Ачинского района, скажем так, склоняют к созданию подразделений добровольной пожарной охраны (ДПО), мы знаем давно. И о том, что главы активно этому сопротивляются – тоже наслышаны. Но недавно вопрос создания ДПО был поднят и в городе: эту тему озвучил на недавнем аппаратном совещании Константин Манский, начальник 2-го пожарно-спасательного отряда.

— Считаю необходимым развитие добровольной пожарной охраны в городе, – отметил Константин Павлович, выступая перед городским руководством. – У нас очень много организаций. Каждая из них в пределах своей территории может проводить и профилактические мероприятия, и тушение травы. Это не говорит о том, что они постоянно будут этим заниматься, но если случится ситуация, подобная прошлогодним белоярским пожарам, мы должны понимать, что у нас есть дополнительные ресурсы. Тем более, что под это выделятся краевое финансирование.

— Насколько я владею информацией, в Ачинске в рамках нормативов время прибытия пожарных отрядов составляет не более десяти минут, – внимательно выслушав Манского, прокомментировал Игорь Титенков. – Документы говорят, что в этом случае создание добровольных пожарных дружин не обязательно. Я, конечно, не буду говорить, что если не положены ДПО – значит, и создавать их не будем: действительно, надо иметь какой-то резерв на чрезвычайный случай. Но надо подойти к этому вопросу очень серьёзно.

Если в городе вопрос о создании подразделений ДПО прозвучал впервые, то в районе эта тема обсуждается давно. Но почему в сёлах к ней относятся скептически? Почему отказываются от денег?

— Для нас это просто очередная головная боль, – утверждает Артур Сабиров, глава Белоярского сельсовета. – Теоретические рассуждения федеральных служб не имеют ничего общего с реальностью. Советского Союза давно нет, в стране – капитализм, и бесплатно сейчас никто ничего делать не будет. Три тысячи рублей, которые планируют платить добровольцам – это разве деньги? Кто на них согласится?

Нам приводят в пример Назаровский, Ужурский районы, где добровольные пожарные отряды уже созданы. Но это – развитые сельскохозяйственные территории! Там есть крупные производители, на базе которых и созданы ДПО. Применить подобный опыт в Ачинском районе, который дотационен, невозможно!

Из кого я буду создавать добровольную команду? Вот сейчас в связи с угрозой ландшафтных пожаров в сельсовете создана патрульно-маневренная группа. У меня водитель – пенсионер. Не дай Бог с ним что-то случится – кто будет отвечать? Глава сельсовета!

Артура Самигулловича поддерживает и глава Ястребовского сельсовета Елена Тимошенко:

— На мой взгляд, создать в сельской местности добровольную пожарную команду сейчас просто нереально. Все ссылаются на советский опыт – но тогда были совхозы, у них была техника, и в любой момент, случись что – все собрались дружно и поехали тушить. А Ястребово на данный момент – это спальный район Ачинска. Люди утром уехали на работу – вечером приехали. В рабочее время село просто пустое. На данный момент пожарной охраной занимаются сотрудники сельсовета, потому что больше некому. Да и как брать кого-то? Если с ним что-то случится, я понесу ответственность вплоть до уголовной.

Хорошо, предположим, мы создали добровольное пожарное подразделение, отдали ему свою пожарную машину. А чем её заправлять? На что ремонтировать? Дружинникам самим придётся скидываться! Потому что «потом дадим денег» – извините, мы это уже проходили.

Коллегам вторит и глава Малиновки Андрей Баркунов:

— Возможно, где-то в отдалённых деревнях, где постоянно проживают люди, дружину создать можно. А если населённый пункт находится рядом с городом, как наша Малиновка, как Горный, где днём остаются лишь дети и старики, а остальные едут на работу в Ачинск? Что может сделать пенсионер, если тот же противопожарный ранец с водой весит 20 килограммов? Далеко ли он дойдёт с ним? Плюс работа в дыму, да ещё надо знать, как правильно бороться с огнём. Кто их будет этому обучать?

У нас, как и везде по стране, кадровый голод. Мы, например, не можем найти слесаря на 30 тысяч, не можем найти электрика – люди либо уезжают на вахту, либо устраиваются на большие предприятия, где зарплата гораздо больше. Вот и весь сказ.

Конечно: то, как мы боремся с возгораниями сейчас – это не дело. Но и тот вариант с добровольцами, который нам предлагают, тоже не рабочий. У нас есть МЧС, лесоохрана – почему эту ответственность возлагают на сельсоветы?

Действительно, согласно закону, муниципалитет обязан организовать самостоятельное тушение пожара на своей территории в том случае, если федеральные пожарные части не могут прибыть туда в течение 20 минут (сельские местности) или 10 минут (городские территории).

— Возьмём, к примеру, посёлок Тарутино: мы физически не сможем доехать до него за 20 минут, – говорит Константин Манский. – В таких населённых пунктах орган местного самоуправления обязан обеспечить безопасность жителей. Именно поэтому в Тарутино, Ключах, Причулымском, Белом Яре, Лапшихе и Ястребово сейчас существуют подразделения муниципальной пожарной охраны: по сути, это машина и водитель. Но проблема в том, что, согласно действующему законодательству, данный вид пожарной охраны подлежит лицензированию. А в том состоянии, в котором сейчас находится техника, помещения, уровень подготовки – лицензирование она никогда не пройдёт, потому что требования очень серьёзные. То есть сейчас они работают на грани закона. Поэтому государство и предлагает создать подразделения добровольной пожарной охраны. Люди, которые войдут в её состав, получат совсем другой статус, пройдут обучение, их застрахуют на 50 тысяч рублей…

— …и зарплату дадут?

Подразумевается и денежное поощрение добровольцев. Да, это не самые большие деньги. Но вопрос ещё прорабатывается – чтобы мотивировать людей, в том числе материально, возможно, предусмотрят какие-то меры социальной поддержки, льготы.

Замечу, что в этом году из краевого бюджета на поддержку добровольцев было выделено 40 миллионов рублей. Ни Ачинск, ни Ачинский район ни копейки из них не получили, потому что не создали ни одной добровольной пожарной команды. А Чернореченскому сельсовету соседнего Козульского района в этом году досталось несколько миллионов. Во многих сельсоветах ДПО уже организованы. И только в Ачинском районе главы видят какие-то препятствия.

— Они утверждают, что просто не найдут добровольцев.

— А те же самые водители, которые в данный момент и так ездят на пожарной машине? Почему их не оформить добровольцами? Те же работники сельсоветов, муниципальных учреждений… По сути, за то, что они сейчас делают бесплатно, им предлагают доплачивать, да ещё и застраховать. Почему главы сопротивляются – лично я не понимаю.

— В Ачинске время прибытия расчёта не превышает 10 минут – зачем ему пожарные-добровольцы?

— То, что я озвучил на аппаратном совещании, – это лишь рекомендация. Но как начальник пожарно-спасательного гарнизона, я хотел бы, чтобы у нас были и иные виды пожарной охраны – добровольческие. Потому что наши возможности не безграничны. Сами посудите: в данный момент на боевом дежурстве в Ачинске находится четыре автоцистерны. Если возникнет одновременно пять пожаров, у нас не будет техники, чтобы их потушить.

— Так может, эти 40 миллионов лучше потратить на укрепление технической базы пожарных, а не надеяться на добровольцев?

— Пожароопасный сезон – это в среднем один месяц в году. Создавать такую федеральную группировку, которая перекроет риски в этот месяц – экономически нецелесообразно: содержать технику, которая не эксплуатируется, платить людям зарплату – очень накладно. Поэтому государство подошло к этому вопросу гибко, предложив создать подразделения ДПО. Я нисколько не сомневаюсь, что у глав сельсоветов – куча других проблем и забот. Но есть реалии, на которые я повлиять не могу: могу лишь транслировать позицию государства. А позиция сейчас такая: добровольчество нужно развивать.

Автор