Этим летом Ачинск отметит своё 340-летие, и в связи с этой датой редакция газеты «Город «А» объявляет конкурс воспоминаний о памятных событиях, об истории, о людях. Автор самых интересных получит приз. Присылайте по почте, приносите письма или приходите с рассказами в редакцию – мы сами всё оформим. «Заявки» принимаются до середины июня, а итоги мы подведём накануне Дня города. А начать мы решили с рассказа нашей читательницы Анны Григорьевны Коротиной, ветерана треста «Ачинскжилстрой», о строителях Ачинска…
«Строители – люди служения» – такназвал свою книгу Владимир Петрович Абовский, начальник «Главкрасноярскстроя». Эта книга – память, анализ, оценка деятельности строителей края. В ней автор назвал преданных своему делу руководителей, специалистов, бригадиров, рабочих, отдавших свои силы, умения и энергию для того, чтобы богатства Красноярского края служили Родине. «Это действительно были «люди служения», ибо в основном они работали на благо других живущих и будущих поколений», – пишет автор.
Читая эту книгу, заново проживаешь те годы, вспоминаешь людей, с которыми работали на строительстве АГК и НПЗ, жилых микрорайонов. Да, мы были молоды, любили своё дело, а ведь было много трудностей, ошибок, несчастных случаев. Только ответственность, качественно выполненная работа, отношение к людям сделали всё, чтобы сроки ввода объектов оказались выполнены. Это так и было!
Трест «Ачинскалюминстрой» – мощный, грамотный коллектив. Первые руководители – А. А. Бабенко и В. М. Видьманов (о которых Абовский сказал «молодые, толковые ребята») создали коллективы строительных управлений для работы на АГК. Внимание треста способствовало быстрому росту квалификации и профессионализма руководящего и линейного персонала.
Начальники стройуправлений – молодые инженеры, которые работали и на строительстве НПЗ. В. П. Болбат, В. П. Бирюков, Н. А. Сухой, И. А. Саенко, А. А. Бернгардт, В. А. Никулин, Ю. Н. Грачик, А. А. Аненбург, Ю. И. Рущак, М. В. Ачкасов, А. А. Трофименко, И. М. Зайцев, Н. Т. Курочкин, С. К. Шойгу, В. Н. Акимов, В. М. Тюмнев, Д. А. Антипин, И. Р. Барахович, А. Д. Дружинин, Ш. А. Батыршин, В. А. Удалов, И. В. Жадан, М. Н. Ханина, З. А. Ячина, Э. Ф. Куперт, О. Д. Аширов, Н. М. Дудко.
В сооружение заводов свой труд и умения вложила большая группа строителей и монтажников. Механизаторы К. Г. Юсупов, Ф. С. Шишнев, И. Г. Бурлацкий, А. Г. Ковалёв, В. Д. Владыко, М. С. Дидюнков; транспортники В. Г. Курочкин, И. Г. Косарев, И. И. Иванин; дорожники бригады В. М. Панкина, И. С. Слепцова, П. К. Никитина, Н. И. Варовко; бригады строителей и монтажников В. С. Катомкина, Н. И. Семченко, Б. Ф. Зиновьева, В. А. Богуславского, Р. Г. Гончарова, Г. Н. Турдзеладзе, А. А. Быковского, Р. Г. Ляликовой, А. В. Сиротинина; сварщики А. Селянский, В. Прокудин; электромонтажники – бригады Грохольского, Бутько, Духанова…
В начале 1963 года в строй вошёл опытный цех АГК, а уже в феврале 1964-го была выпущена первая продукция. Согласно графику ввода мощностей, в 1970 году был выдан первый глинозём, а в 1972 году Госкомиссия приняла в эксплуатацию все мощности по производству глинозёма и содопродуктов. Труд всех строителей был оценен очень высоко: 18 марта 1971 года «Ачинскалюминстрой» был награждён Орденом Трудового Красного Знамени.
В середине 1971 года Егор Александрович Демьяненко был назначен директором строящегося НПЗ. Он приехал в Ачинск с большой уверенностью, что завод будет построен. Строители треста завершали работы на АГК и тоже были заинтересованы в быстрейшем развороте строительства НПЗ. Однако мечты директора и треста сбылись нескоро. Сложность была в техническом проекте и финансировании. Только во второй половине 1973 года удалось утвердить документы в Совмине СССР. Площадка для завода в 950 гектаров была выбрана в 15 километрах севернее Ачинска. Жилой массив для заводчан решили разместить в районе привокзальной площади.
Для доступа к стройплощадке необходимо было построить дорогу по тайге. В связи с этим требовался особый инженерный подход. Учитывая сложные грунтовые условия и масштаб, под землёй было проложено 120 км трубопроводов и 73 км технологических сетей. На «дороге жизни» работы велись круглый год. Очень много было трудностей и ошибок, споров и разборок, но все они имели одну цель: сделать быстрее и лучше.
Содружество заказчика, строителей и монтажников позволило 12 декабря 1982 года одержать победу, пустив в эксплуатацию секцию 100 установки ЛК-6-Ус, получить бензин, мазут и дизельное топливо.
Важнейшей особенностью возведения АГК и НПЗ является то, что стройки велись комплексно: параллельно с вводом мощностей появлялись жилые дома, многочисленные объекты соцкультбыта. Здесь уже отражена роль треста «Ачинскжилстрой».
Первым его управляющим был В. П. Полежаев. Строителей насчитывалось 4,5 тысячи человек, из них 2 тысячи – условно освобождённые. Но людей всё равно не хватало. Работали в три смены, сваебойка бригады Шкурлакова не смолкала ни днём, ни ночью. В 1963 году было введено 70 тыс. м2 жилья, в 1964-м – молочный завод, мясокомбинат, холодильники, база ОРСа АГК, два кинотеатра. В 1967 году город получил горячую воду от ТЭЦ, уже было введено 130 тыс. м2 жилья, две школы. В 1969 году построен хлебозавод, три школы, поликлиника на 100 посещений, Дворец культуры. В 1972-м – железнодорожный вокзал, спорткомплекс «Металлург». Особое внимание уделялось торговле. К концу 80-х в городе работало 150 магазинов, 120 предприятий общественного питания. Всего в городе к тому времени было построено 2 млн м2 жилья (48 тысяч квартир), 17 школ, 15 детских садов, 7 поликлиник, 2 больницы, роддом, глазная больница, пионерские лагеря, 3 стадиона.
Как сказал бывший председатель горсовета А. Д. Дружинин, «Цифры – скучная вещь. Но они подтверждают рождение нового, молодого, красивого города Ачинска».
В различное время трест «Ачинскжилстрой» возглавляли Л. Я. Иванов, Ю. П. Симиниди, А. А. Трофименко, И. А. Саенко, Я. Ф. Дутчак, В. М. Лихой, В. М. Тюмнев. Строительные управления – А. Г. Самойлов, М. В. Ачкасов, А. Г. Борисов, В. И. Дрыгин, В. Ф. Кравцов, Н. А. Косенков, М. Х. Файзулаев, В. А. Сапунков, В. П. Кушнир, М. Н. Мотырев, А. С. Ильчук, С. Н. Кондратьев, В. Н. Чернышенко.
Лучшие бригады – А. С. Ботвина, Ю. Д. Майорова, А. В. Мироненко, В. Д. Кувшинова, И. П. Швеца, В. Я. Куличкова, А. И. Александрова, Г. И. Пурыскина, В. И. Корзуна, М. В. Вожжова, Г. М. Чумаченко, В. С. Извольского, А. Ф. Шкурлакова, Л. А. Веденеевой, З. И. Романенко.
Силами треста «Ачинскжилстрой» также были возведены объекты регионального значения: санаторий «Красноярское загорье», курорты «Озеро Шира» и «Озеро Учум». Построены школа, Дом связи и больница в Боготоле; жилые дома в Красноярске и Саяногорске, многочисленные объекты в сельском хозяйстве.
Строительство АГК, НПЗ, жилых домов и объектов инфраструктуры не могло обойтись без привлечения субподрядных управлений. Таковыми были «Северовостокэлектромонтаж» (В. С. Шевченко), «Востоксантехмонтаж» (В. Н. Нестеренко), «Строймеханизация» (Ю. Г. Калашников), «Сибтрансспецстрой» (В. Ф. Гетманец, А. С. Некрасов), «Автокомбинат» (Ф. И. Хохлов, Л. Д. Струкалёв), АПОСИ (А. А. Званцев, Л. И. Симонов, М. И. Немцев, Т. В. Тюликова).
…В своей книге Владимир Петрович обозначил для себя (и советует нам) четыре жизненных правила. Первое: по его мнению, цель жизни заключается в том, чтобы реализовать весь потенциал, который в нас заложен. Второе: главное – терпение и обязательность. Третье: относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Четвёртое: жизнь – не бег наперегонки: это большой класс, где нужно постоянно учиться.
Для чего я это написала, воспользовавшись книгой? Для того, чтобы бывшие строители (хотя таких не бывает) вспомнили молодые годы, своих друзей и о том, как нам работалось. И совет молодым: вам тоже бывает нелегко, но знайте – то, что вы делаете сейчас, это навсегда. В этом и заключается служение своему народу…
P. S. Спасибо братьям Хвалько за продолжение традиций треста «Ачинскжилстрой».
На главном фото — строительство дома на улице Свердлова (8 микрорайон). Автор Сергей Озол.
Для иллюстраций использованы материалы группы «ФотоАчинскЪ» («Одноклассники»)
Тоже стоит почитать
Как полицейские защищают свидетелей преступлений?
Больше водителей, но меньше машин
Осенние приёмы завершены