20.04.2024

Неунесённые ветром: почему постоянно спрашивают с тех, кто соблюдает закон, и не спрашивают с тех, кто нарушает?

Неунесённые ветром

«– А где наш начальник

транспортного цеха?

Интересно, как дела у него?»

Михаил Жванецкий,

«Собрание на ликёро-водочном заводе»

В этом году Ачинск почти половину февраля прожил в режиме НМУ – неблагоприятных метеорологических условий. В первую очередь именно этим обстоятельством и было вызвано заседание Оргкомитета по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Задачка-то, в принципе, простая. Дано: А – неблагоприятные метеорологические условия. Проще говоря – отсутствие ветра. Б – следствием этого климатического явления становятся повисшие в воздухе выбросы: от транспорта, печного отопления и предприятий. В – чтобы не усугублять экологическую ситуацию, количество выбросов в период НМУ должно быть уменьшено.

Но сократить количество автомобилей на дорогах – невозможно. Просить жителей частного сектора пореже топить печки – нереально. Таким образом, остаются предприятия, которым в период введения режима НМУ предписывается снизить мощности. В Ачинске таковых насчитывается 24. Именно они в это время попадают в поле зрения сразу трёх надзорных органов: Роспотребнадзора, краевого министерства экологии и городской прокуратуры.

Марина Дугина, инспектор министерства экологии Красноярского края, сообщила, что в феврале ведомством вместе с прокуратурой были проведены выездные документарные проверки на 11 предприятиях:

— Я не буду называть их вслух, это не очень этично, – почему-то решила Марина Петровна. – В ходе проверки выявлены следующие нарушения: дополнительные площадки негативного воздействия, не ведутся журналы, нет ответственных за них лиц, нет согласованного с министерством плана работы в режиме НМУ, отсутствует инвентаризация источников негативного воздействия. Кроме того, установлено пять организаций, которые не стоят на учёте как объекты негативного воздействия. Возбуждены административные дела, придётся такие предприятия наказывать, чего не хотелось бы.

Алёна Шевелёва, начальник территориального отдела Роспотребнадзора, рассказала, что в период объявления режима НМУ в Ачинске осуществлялось исследование воздуха – такая точка в нашем городе одна, находится в пятом микрорайоне. Как выяснилось, воздух контролируется по девяти показателям, превышение несколько раз обнаруживалось лишь по взвешенным веществам – проще говоря, пыли.

Дмитрий Чирков, заместитель Ачинского городского прокурора, пояснил, что помимо объектов, которые подведомственны региональному надзору, есть ещё и федеральные. Одно из них – АГК.

— В период НМУ нами постоянно осуществляются выезды на предприятие, идёт фиксация мероприятий, которые комбинат должен проводить в период неблагоприятных метеорологических условий, смотрим работу оборудования. Это подтвердит и Алексей Михайлович.

Алексей Немеров, директор по экологии АГК, подтвердил:

— Ачинский глинозёмный комбинат соблюдает все требования российского законодательства. Во время объявления режима НМУ переходит на работу по особенному регламенту, утверждённому краевым министерством экологии и Росприроднадзором. В феврале на время режима НМУ у нас останавливались две печи спекания, один котёл ТЭЦ и одна нитка дробления. Это подтверждается проверками Росприроднадзора (постоянный лабораторный контроль осуществляется в трёх точках – на источниках выбросов, то есть на трубах, на границе санитарно-защитной зоны и непосредственно в городской черте. – Прим. ред.) и Роспотребнадзора. Представители Ачинской городской и природоохранной прокуратуры также, как только объявляется режим НМУ, посещают нас с контрольными мероприятиями: удостоверяются, действительно ли оборудование остановлено. За два года объявления режима НМУ нарушений со стороны АГК зафиксировано не было.

Надо сказать, что разного рода экологические совещания в Ачинске проводятся регулярно. Как мы выше уже указывали, на территории города действуют 24 предприятия, но единственным докладчиком на таких мероприятиях почему-то всегда становится Немеров. Такая ситуация начинает напоминать юмореску Жванецкого про собрание на ликёро-водочном заводе, когда раз за разом просят отчитаться одного-единственного начальника транспортного цеха.

Евгения Пенского, председателя Оргкомитета, заинтересовал такой вопрос: планируются ли комбинатом вложения в экологическую модернизацию?

В этом году АГК выделил на эти цели свыше миллиарда рублей. Средства будут направлены в том числе и на мероприятия, связанные с охраной атмосферного воздуха – это реконструкция резервного электрофильтра на печи спекания № 22, газоочистки печей спекания № 3, 11 и 12. В этом году завершаются проектные работы и по реконструкции газоочистного оборудования на участке кальцинации, в цехах спекания, кальцинированной соды, гидрохимии и сырьевого цеха. 

В своём выступлении Немеров также подчеркнул, что предприятию выгоднее вкладывать деньги в экологическую модернизацию, чем платить штрафы за превышение выбросов.

Депутат Заксобрания Владимир Чернышенко упомянул железнодорожников как одну из организаций, которая оказывает воздействие на воздух города. И обратил внимание на то, что в списке предприятий, которым предписано снижать выбросы в период НМУ, нет ни одного из железнодорожной отрасли:

— Нередко приходится наблюдать: проходит тепловоз, который старше меня лет на 15, и в воздухе ещё два часа висит едкий выхлоп от солярки. Не думаю, что на экологию Ачинска это действует благоприятно…

Далее о сокращении выбросов в период НМУ рассказал Владимир Лешков, руководитель группы охраны труда, промышленной безопасности и экологии ООО «Теплосеть». По его словам, в это время прекращаются испытания котлов после ремонта,  площадки с углём и золой для уменьшения пыления смачиваются водой, запрещены любые другие работы, связанные с выделением вредных веществ в атмосферу – включая сварку, деревообработку, погрузочно-разгрузочные работы.

К представителям остальных предприятий, по традиции, никаких вопросов не возникло. В конце встречи Дугина лишь посетовала: министерству известны далеко не все организации, загрязняющие воздух, и попросила у администрации Ачинска помощи в их выявлении.

А у неё есть такие полномочия? – задал резонный вопрос председатель горсовета Сергей Никитин.

Действительно, с какой стати мэрия, в штате которой один-единственный эколог, должна выполнять за надзорный орган его работу – было непонятно. Тем не менее, пожелание Дугиной внесли в протокол.

А вот вопрос о том, что делают для снижения выбросов остальные 22 предприятия из «списка 24-х», повис в воздухе. Как и их вредные выбросы в период трёхбуквенного режима.

Автор