27.04.2024

Светлана Ускова: «Взялся – доводи до конца!»

Тренер по плаванию с 30-летним стажем считает: можно не стать чемпионом, главное – стать человеком

Главное в жизни любого спортсмена – это тренер. Он прививает любовь к спорту, развивает целеустремлённость, участвует в формировании характера, разделяет с воспитанником все победы и поражения. О тренировочном процессе, развитии в Ачинске такого вида спорта, как плавание, – в разговоре со Светланой Усковой.

— Что главное в работе тренера: какие у вас постулаты?

— Постоянное саморазвитие: это касается как техники, так и индивидуального подхода к каждому спортсмену. Задержка в развитии тренера – пуск с горы вниз. Также для меня важно воспитание в детях общечеловеческих качеств. Всегда говорю: «Пусть вы не станете прославленными чемпионами, но хорошими людьми быть обязаны».

— Что говорите спортсмену, который начал прогуливать тренировки?

— «Взялся – доводи до конца!». Хотя если открыть мой журнал посещаемости, можно увидеть, что дети практически не прогуливают, а если и пропускают тренировки – только по уважительным причинам. Думаю, если ребёнок не может сделать над собой усилие, отказаться от прогулки с друзьями и прийти на тренировку, смысла с таким ребёнком заниматься нет.

— Как настраиваете своих воспитанников перед ответственными соревнованиями?

— Все дети разные: одни – тревожные, эмоциональные, подходят перед соревнованиями и говорят: «Я забыл, как плыть», другие – сдержанные, рассудительные. К каждому стараюсь найти свой подход, свои слова.

— Верно ли утверждение: «Плох тот спортсмен, который не мечтает завоевать олимпийское золото»?

— Я всегда советую спортсменам ставить перед собой высокие цели. Даже если ты достигнешь свою цель наполовину, это всё равно может оказаться больше, чем если бы ты поставил перед собой задачу-минимум. Не обязательно ребёнок станет выдающимся спортсменом, но он может добиться хороших результатов в спорте и стать, к примеру, классным специалистом в другой области. Одно другому никак не противоречит, это очень важно понимать.

— Хороший тренер после первой тренировки может со 100-процентной вероятностью определить: добьётся ребёнок успехов или нет?

— Первая тренировка – это как игра в «Угадай мелодию», где можно узнать песню с первой ноты, а можно – лишь с шестой. Были в моей работе случаи, когда увидела и сразу поняла: вот этот ребёнок – великолепен, у него врождённые данные. Но начинаются тренировки, и всё великолепие куда-то улетучивается: ребёнок не готов упорно трудиться, предпочитает отдых с родителями вместо занятий в бассейне и так далее. Задатки на первой тренировке увидеть можно, но спрогнозировать дальнейшее развитие ребёнка как спортсмена практически нереально.

— Верно ли, что самая главная награда для тренера – первое место его воспитанника на соревнованиях?

— Отчасти. Победа – это, конечно, прекрасно. Но не всегда тренер ей остаётся доволен. Случается, он отчётливо видит, какие ошибки допустил спортсмен, и это может расстраивать. Я кайфую не только от побед своих воспитанников, мне, например, доставляет огромное удовольствие, когда на тренировке вижу, как идеально плывёт ребёнок. Обожаю красивое, лёгкое, волшебно-скользящее плавание.

— Многие ли спортсмены бросили плавание из-за нежелания ездить на тренировки на другой конец города, в «СКАН»?

— Пока не очень много. Но, думаю, к концу года это количество станет больше.

— Что, по-вашему, могло бы положительно сказаться на развитии плавания в Ачинске?

— Развитие будет тогда, когда будет хорошо налажена организационная работа с тренерами. Увы, сейчас этого в нашей спортивной школе нет. У специалистов отсутствует мотивация в работе: поехал на соревнование – хорошо, не поехал – всё равно. Привёз медали – хорошо, не привёз – ну и ладно. Мы получаем заработную плату ниже МРОТа, приходится брать дополнительную нагрузку, а это так или иначе сказывается на работе. Финансирование поездок на соревнования – более чем скудное, на питание и проживание приходится добавлять родителям из своих средств. Обидно за плавание в Ачинске!

Автор