19.04.2024

Константин Игнатьев: «Армии нужны здоровые и профессиональные военные»

Близится осенний призыв. И несмотря на то, что официальный приказ, а значит, и информация о конкретных цифрах появится только в конце сентября, мы решили поговорить с военным комиссаром города Ачинска, Ачинского и Большеулуйского районов Красноярского края Константином Игнатьевым о том, призывников каких специальностей сегодня ждут в армии.

— Константин Владимирович, весной обсуждался целый ряд инициатив о призыве осени – 2022. В итоге – какие всё же новшества утвердили?

— В начале беседы сразу хочу сказать, что привлечение призывников к участию в специальной операции на Украине противоречит действующему законодательству Российской Федерации, поэтому обеспокоенных родителей могу заверить – призывники не участвуют сейчас и не будут участвовать в ней потом.

В этом году обсуждались два основных вида новшеств: предоставление отсрочки от призыва для специалистов IT-компаний и то, каким способом вручать повестку призывнику. По первому вопросу принято окончательное решение: 2 марта 2022 года президентом России Владимиром Путиным подписан указ, который предоставляет отсрочку для сотрудников IT-компаний. Такое право теперь могут получить мужчины в возрасте до 27 лет, имеющие высшее образование и работающие в IT-отрасли не менее года, а также специалисты с меньшим трудовым стажем, окончившие профильный технический вуз не менее года назад.

По второй теме скажу следующее – повестка о необходимости явиться в военкомат выдаётся призывнику лично в руки. 22 февраля 2022 года Госдума во втором чтении одобрила законопроект, согласно которому молодой человек обязан сам явиться в военкомат, если по окончании призыва по каким-то причинам повестка ему не пришла. Также предполагается, что военкоматы смогут рассылать повестки заказными письмами. Обсуждение изменений продолжится.

— И всё же давайте чуть подробнее о непривлечении призывников к участию в спецоперации…

— Ну, предположим, призвали «срочника» и отправили на спецоперацию: для армии он – человек без знаний, навыков и умений, что он там будет делать? Процесс обучения занимает несколько месяцев. Поэтом повторюсь: никто никого не забирает, не принуждает и не уговаривает. В самом начале спецоперации был случай с привлечением призывников – в итоге ребята возвращены в свои части, виновные должностные лица привлечены к ответственности.

Для участия в спецоперации, в соответствии с требованиями законодательства, необходимо наличие контракта на прохождение военной службы, военно-учётной специальности и добровольного желания. Однако справедливости ради отмечу, что каждый призывник, отслужив три месяца, пройдя обучение, может принять решение о службе по контракту. В этом случае в течение месяца он проходит курс молодого бойца, и в течение двух-трех месяцев изучает азы той специальности, с которой и пойдёт служить. Но всё же предпочтение отдаётся тем, кто уже отслужил, получил профессию – он имеет знания, не путает, условно говоря, правую и левую ноги. В спецоперации принимают участие не просто те, кто бегают, прыгают, стреляют – нужны обладатели определённых специальностей.

— Каких?

— Спектр профессий очень большой. К примеру, востребованы операторы квадрокоптеров, айтишники: эти ребята играли с пультом дома, пока учились в школе, университете, и в армии будут выполнять ту же задачу – только ответственность возрастёт в разы.

— Как при отборе проверяются знания претендента?

— Процесс отбора и обучения происходит уже в воинской части после призыва. Он неизменен много лет. Когда я в своё время проходил военную службу в должности командира подразделения зенитно-ракетных войск ПВО, то распределение молодого пополнения по должностям осуществлялся тщательно. К примеру, мне нужны операторы ручного сопровождения, которые сопровождают цели по монитору. Начинаем задавать вопросы. Что оканчивали? Понимаете ли что-то в электронике? Назовите закон Ома? Молчат – ну ладно, забыли, хотя на гражданке за такое работодатель откажет в приёме на работу. Идём дальше: отличите конденсатор от резистора, спаяйте это с этим – причём рассказываем, что и как надо делать. По мере ответов круг сужается, кандидаты отсеиваются. В итоге из 20 парней психодинамика соответствует заявленной профессии лишь у одного-двух. Однако ребята в армии нужны не только с руками и головой, но и здоровые.

— Какова в этом отборе роль военкомата?

— Непосредственная. Функции военного комиссариата – медицинское освидетельствование, профессионально-психологический отбор. С результатами этих двух этапов призывник приходит на комиссию. В его личном деле – категория годности. Если здоров – категория «А1», самая крайняя – «Б4». Какая между ними разница? В перечне войск ВС, куда они могут пойти: «А1» – ВДВ, десант, штурмовая рота, разведка и так далее, а вот с «Б4» туда не возьмут, для этой категории положена служба с меньшими нагрузками. Члены комиссии рассматривают все критерии и принимают решение о призыве или не призыве на военную службу. В случае призыва предлагают выбрать род войск, в которые призывник может попасть с учётом своей категории годности.

— Часто ли новобранцев бракуют по состоянию здоровья? По каким заболеваниям?

— В весенний призыв мы набираем до 100 человек, осенью – до 200, из них 10-15 процентов – не прошедшие по состоянию здоровья. Считаю, за здоровьем своих детей должны следить в первую очередь родители – как показывает практика, детей этот вопрос волнует в последнюю очередь. Просто диву даёшься: процентов 40 юношей и их матерей узнают о медицинских проблемах лишь на медкомиссии. Это недопустимо. К сожалению, очень высок процент не годных по состоянию здоровья среди призывников-сирот.

Много выявляется аллергических заболеваний – дерматиты, псориаз; гипертензия; расстройства ЖКТ, немало и нервно-психических расстройств. В прошлом году был выявлен призывник с онкологией. И мы всегда оцениваем динамику: удаётся ли добиться выздоровления или прогресса в лечении.

— Давайте вернёмся к срочникам. При отборе на службу играет ли роль имеющаяся у призывника профессия? С другой стороны, в армии ведь тоже можно получить специальность?

— Безусловно, играет роль: везде нужны специалисты. Приветствуется наличие профессий программиста, IT-тишника, сварщика, токаря, повара, крановщика. Но всё же основная профессия – водитель, на неё ребята идут целенаправленно, и мы всячески это поощряем. У нас каждый год наряд: как минимум 50 процентов призывников должны быть подготовлены на водителей категории «С».

Водитель в армии – это «лёгкая» служба: солдат всегда при деле, занят обслуживаем машины, и служба пролетает мгновенно. У тех, кто не имеет профессии – учений будет больше, освоение новой специальности дело тяжёлое. Однако все призывники, независимо от наличия гражданского диплома, получают военно-учётную специалиальность. Например, парень с водительскими правами станет водителем-оператором. На примере зенитно-ракетной установки «Панцирь»: кабина рассчитана на троих человек, и когда группа приезжает на место, то превращается в начальника расчёта и двух операторов. Тех, у кого есть права категории «С», обучат на водителя-оператора, водителя-стрелка, наводчика. Тех, кто после школы – на стрелка, пулемётчика.

— Что грозит за уклонение от службы? Много ли таких? И как они объясняют причины отказа от службы, когда вы их находите?

— Минимальное наказание – штраф до 200 тысяч рублей, максимальное – 2 года тюрьмы. На сегодня у нас 97 уклонистов, но эта цифра нестабильна: кого-то мы находим, кто-то приходит в военкомат сам, у кого-то истекает возраст призыва. В основном причины неявки две: не считают своим долгом служить Родине или боятся, что кто-то узнает об их проблеме со здоровьем, а потому умышленно затягивает медицинское освидетельствование.

— Как ищете уклонистов?

— У военкомата нет специальной функции и структурного розыскного отдела. Однако наши сотрудники совместно с полицейскими ходят по адресам два раза в год, до начала и во время призывной кампании. Тех, кто уехал, найти сложно. Реальный случай: пришли по адресу и случайно услышали шум – «защитник» прятался в шкафу.

Чего боятся те, кто не хочет служить, и их родители?

— Наверное, мифов о дедовщине. Это явление, ещё безусловно, имеет место, но крайне редко и при выявлении жёстко пресекается. Дедовщина – это не характерная черта армии, и начинается она с детского сада… В армию подростки приходят уже уверенные в своей безнаказанности. С другой стороны, взять гражданку: приходя домой, мы ведь закрываем двери на ночь, чтобы защитить себя? Рядом с нами также может жить потенциально опасный человек… Нашей жизни всегда и везде угрожает ряд факторов.

Я всегда говорю ребятам, что службы в армии бояться не надо. Рассматривайте её как способ получения военно-учётной специальности в рамках Министерства обороны РФ, с полным гособеспечением, возможностью следить за здоровьем и так далее. Армия – это место, где у юноши есть режим, где он учится, имеет свободное время. Ну вот смотрите: только пришёл, начал обучение – а уже полгода прошло. Он ещё испугаться не успел, ещё в армии реально не побывал, а половина срока службы – за плечами.

— И последний вопрос: берут ли на контрактную службу девушек?

— В этом году претенденток не было, но вообще принимаются. Мы рекомендуем им поступать в Ярославское военное училище противовоздушной обороны – для девушек, к слову, там конкурс в разы выше, чем для парней.

Фото: «Город «А»

Автор