Художественный руководитель ачинского ДК Елена Синкевич – о подготовке ко Дню Победы, перекрашивании детей и желании обнять всех и каждого
Ещё в прошлом году, после празднования Дня Победы, в редакцию звонили читатели со словами благодарности и восхищения в адрес работников культуры: ачинцы были в восторге от театрализованного представления, прошедшего в ДК. Нынче корреспондент «А» лично побывала на мероприятии и испытала культурный шок: продуманная до мелочей программа, всё красочно, проникновенно – ну просто высочайший уровень организации!
После праздничных выходных мы встретились с худруком Ачинского Дворца культуры Еленой Синкевич и узнали, как создаются такие театрализованные представления.
— Елена, когда начинается подготовка к мероприятию, посвящённому Дню Победы?
— Сразу после новогодних праздников. По сравнению с практически ежедневными концертами и акциями, мероприятий такого масштаба у нас в ДК проводится не так много: помимо 9 Мая, это подведение итогов года жизни Ачинска – «Шаг в будущее», празднование Дня города и новогодние утренники.
— Как рождается идея представления?
— Прежде чем оформится идея, мы перелопачиваем горы исторических фактов, определяемся с основной мыслью. Кстати, часто в концерты уходят личные истории дедов и прадедов сотрудников ДК. А вообще наши герои в театрализованном представлении – это, в большей степени, собирательные образы. Мысль формируется и перекладывается на бумагу. В дальнейшем вносятся правки, подбирается реквизит и так далее. Параллельно продумываем, какие номера возьмём: ставим задачу артистам и коллективам.
— Обратила внимание, как здорово был подобран видеоряд к каждому номеру.
— Да, наши специалисты проводят просто титаническую работу со звуком и видео. Например, для четырёхминутного номера «Ленинградки» были пересмотрены всевозможные документальные кадры о блокаде, которые есть в открытом доступе. Там очень много тяжёлых фрагментов: как люди везут своих умерших родственников на саночках, видео замёрзших людей в городе. Наша задача – не просто вставить эти ужасающие кадры: нужно дать такую картинку, которую воспримет и ребёнок, и взрослый. Кстати, много деталей специалисты ДК дорисовывают в графических программах.
— Это как?
— Допустим, в номере «Баллада о красках» избушка изначально – чёрно-белая, а у нас она – цветная. Дорисовали взрывы на полях, движение дыма из труб и так далее. Также работа ведётся и со скоростью видео: где-то нужно ускорить, что-то замедлить. То есть мы не просто берём готовый фрагмент и вставляем в номер: картинка подбирается чуть ли не под каждое слово! Кстати, для того же номера, «Баллада о красках», мы перекрасили детей…
— Что значит – перекрасили?
— В песне поётся о двух сыновьях, которых мать провожает на войну – брюнете и рыжем. Нам нужно было показать несколько периодов их жизни. Рыженького артиста нашли одного. А нужны было трое. Родители согласились, чтобы их сыновьям изменили цвет волос. Причём, по задумке там совсем маленький мальчик и два подростка, то есть перекрасить пришлось двоих. Мы не могли задействовать, к примеру, блондина, если речь идёт именно о рыжем сыне, ведь важна каждая мелочь!
— В театрализованном представлении звучали не только широкоизвестные песни военных лет, но и те, которые зрители услышали впервые. Были и современные композиции.
— Через современные мотивы, язык мы стараемся разговаривать с молодёжью, пришедшей на мероприятие. Наша цель – чтобы их зацепило, а зацепить можно как раз через те песни, которые они знают. Что касается малоизвестных композиций, действительно, пытаемся разнообразить программу, ведь невозможно петь одну «Катюшу» каждый концерт, нужно разнообразить репертуар. Хотя про легендарные песни, известные многим, тоже не забываем: в этот раз они прозвучали в виде попурри.
— Когда начинаются репетиции на главной сцене?
— В апреле. Но на главной сцене мы, по сути, только сводим номера воедино. А перед этим много репетируем отрезками. К примеру, театрализованная часть плюс танцевальный номер…
— Бывает, что кто-то не доучил текст или движение, и вы вынуждены исключать этот номер из представления?
— Ни в коем случае! Все наши артисты очень ответственно относятся к выступлению 9 Мая. Это очень почётно – принимать участие в таком масштабном городском мероприятии. Да, у кого-то может что-то не получаться, но это не значит, что мы вычеркнем номер из сценария. Будем репетировать до тех пор, пока всё не пойдёт как по маслу.
— Вы слышали о том, что по Первому каналу, во время праздничного концерта ко Дню Победы, в видеоряде показали американских преступников Бонни и Клайда? Такие проколы в вашем представлении исключены?
— Мы просматриваем каждую секунду видео, наверное, раз по десять, перепроверяем факты, о которых идёт речь в концерте. Но всё-таки от ошибки, на мой взгляд, никто не застрахован.
— Сейчас многие культурные мероприятия, проходящие в России, «миксуют» с событиями в Украине. Не были мысли упомянуть о спецоперации и в вашем театрализованном представлении?
— Не скрою, после концерта один человек меня спрашивал, почему не упомянули о геройстве наших солдат в Украине. Но я категорически против того, чтобы смешивать два события. Для меня 9 Мая – это всё-таки праздник о событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, а не о чём-то другом.
— Сколько раз в этом году проходил концерт?
— Четыре. В прошлом году – столько же. Но в 2021-м были ограничения, неполная посадка. Нынче запреты по ковиду сняли, а количество концертов осталось прежним, и к нашей радости, все четыре раза зал был полным.
— Если видите, к примеру, после первого представления какие-то недочёты, ругаете артистов?
— Не буду лукавить – вижу. Разумеется, говорю человеку, чтобы обратил на эти действия, интонацию или движения внимание. Но это, на самом деле, такие мелочи, которые заметны только нам, организаторам, но не зрителю. Например, лавочку поставили на десять сантиметров ближе, чем было нужно, на пять секунд раньше вынесли на сцену стол и так далее.
— Какие чувства испытали, когда завершился последний концерт?
— Я была переполнена благодарностью ко всем участникам и зрителям. Мы это сделали! Хотелось подойти к каждому и обнять! А на следующий день пришло опустошение: так обычно и бывает после каких-то масштабных проектов. Это можно сравнить с белкой в колесе – концерт заканчивается, колесо перестаёт крутиться, белке больше не нужно бежать, но по инерции хочется…
Фото: соцсети Е. Синкевич
Тоже стоит почитать
Первая клятва кадета
«Всё, что я делаю, – не зря!»
В Ачинске, на улице Привокзальной, алабай покусал ребёнка