Начало отопительного сезона, как водится, опять не обошлось без нововведений. В этом году они как никогда серьёзные: Ачинск попал в число экспериментальных городов, жители которых с 1 сентября будут платить за отопление не ежемесячно, по среднегодовым показателям, а по факту – только в те месяцы, когда услуга действительно предоставлялась. Впрочем, с руководителем УК «Центр управления МКД» Сергеем Мачехиным нам и без этого есть что обсудить: капитальный ремонт, программа благоустройства, работа регионального оператора по обращению с ТКО и многое другое.
— Сергей Михайлович, начнём с самой злободневной темы: переход на оплату отопления «по факту». Это, конечно, напрямую не касается управляющей компании, но нам важно знать ваше мнение, как жилищника и коммунальщика с большим стажем. Кому от этого будет лучше?
— Действительно, большинство домов в городе рассчитывается за отопление напрямую с ресурсоснабжающей организацией, минуя управляющую компанию. Однако тема настолько серьёзная и сложная, что затрагивает и нас, жилищников.
В своё время я тоже был сторонником расчётов за отопление именно по системе «1/12». Но время идёт, теперь практически везде установлены общедомовые приборы учёта, внедрение которых вызвало необходимость делать по итогам года корректировку. А мы все помним, с каким негативом собственники относятся к перерасчётам в сторону увеличения. И их тоже можно понять: попробуй год спустя разобраться, в каком месяце и по какой причине в доме возросло потребление тепла…
Поэтому на данный момент я вижу в новой системе оплаты за отопление одни преимущества: она не только объективна и эволюционна; главное – она справедлива и понятна людям. Разумеется, теперь в «холодные» месяцы цифры в квитанциях будут больше, чем жители привыкли. Но зато в течение четырёх месяцев – с середины мая по середину сентября – за отопление не нужно платить вообще. Думаю, со временем люди это оценят.
Второй немаловажный момент: в очередной раз остро встанет вопрос энергосбережения. Чтобы исключить потери тепла, управляющие компании, безусловно, приложат максимальные усилия для утепления контура дома. Однако и ресурсоснабжающая организация тоже должна провести определённую работу: речь идёт о содержании магистральных и межквартальных сетей – ведь многое зависит от изоляции. Только комплексная работа жилищников и коммунальщиков должна приводить к экономии тепловой энергии, а значит – к уменьшению платежей за отопление.
— Ещё одна тема, которую мы с вами уже неоднократно обсуждали: работа управляющей компании в условиях пандемии, и в частности – резко возросшие расходы на санитарную обработку мест общего пользования. Удалось ли решить вопрос с компенсацией этих расходов?
— Хочу сначала отметить, что жилищные организации в период пандемии выполняли свои обязательства практически в полном объёме. Хотя закон разрешал некоторые послабления: проводить только аварийные работы. Однако мы обслуживаем дома, которым в основном по 50-60 лет, и если бы мы полностью свернули деятельность по текущему ремонту, то могли столкнуться с риском неготовности к отопительному сезону.
Что касается регулярной санитарной обработки подъездов, то начиная с марта, мы тратим на дезинфицирующие средства, маски и перчатки по 45 тысяч рублей в день. В месяц выходит более 1,3 миллиона. Нетрудно подсчитать, сколько денег ушло на эти цели за прошедшие пять месяцев пандемии – а ведь это деньги собственников, которые мы могли потратить на текущий ремонт, благоустройство и содержание. Вопрос компенсации регулярно поднимается всеми управляющими компаниями Красноярского края, но пока к однозначному решению в министерстве ЖКХ так и не пришли, поскольку нет даже чёткой методики, регламентирующей расход дезинфицирующих средств на один квадратный метр. Ждём, что в сентябре принципиальное решение всё-таки будет принято.
— Сколько домов, обслуживаемых вашей управляющей компанией, попали в нынешнюю программу капремонта? Есть ли уже результаты?
— В плане на 2020 год значилось 11 домов, которые за лето должны быть отремонтированы – речь идёт в основном об инженерных сетях, фасадах и крышах. Но на сегодняшний день ни на одном из домов ремонт не идёт. Более того: не готова даже проектно-сметная документация. Добавьте к этому ещё 20 домов, которые «перешли» на этот год из года предыдущего. Там работы также приостановлены.
— Но ведь региональный фонд капремонта продолжает собирать с собственников деньги…
— Не берусь судить об истинных причинах такого провала, но допускаю, что в какой-то степени это может быть связано с тем, что в этом году фонд капремонта перешёл из подчинения министерства промышленности и ЖКХ в подчинение министерства строительства. Однако сути дела это не меняет: при отсутствии капитального ремонта идёт ухудшение состояние жилого фонда, который и без этого имеет высокую степень изношенности. Вообще, эта тема сейчас широко обсуждается на краевом уровне. Уже ни для кого не являются секретом выводы, которые на днях сделала краевая прокуратура: нынче от запланированного объёма работ выполнено лишь 6 %. Ситуация, не побоюсь этого слова, приобретает катастрофический характер. Всё идёт к тому, что фонд даже теоретически не сможет освоить те деньги, которые уже собрал. На мой взгляд, чтобы исправить ситуацию, нужно в ближайшее время принимать самые экстренные меры.
— Затронем тему благоустройства: сколько дворов удалось отремонтировать за это лето?
— В этом году, как обычно, мы попали в программу «Комфортная городская среда», благодаря которой за федеральные деньги при частичном софинансировании со стороны собственников нам удалось провести работы в семи дворах: это асфальтирование придомовой территории и расширение парковочных мест. В двух дворах, помимо этого, установили ещё и новые детские игровые комплексы. Могу отметить заинтересованность жителей и их активное участие в этом процессе. В принципе, все работы шли при надлежащем контроле, с опережением графика, и к сегодняшнему дню уже завершены. Остался лишь один двор – в 25 квартале.
В следующем году также планируем отремонтировать несколько дворов в рамках целевой программы, а деньги собственников прибережём для других видов работ. Думаю, это наиболее разумный подход.
— Насколько успешно, на ваш взгляд, идёт мусорная реформа?
— Если вернуться в то время, когда она только обсуждалась, можно вспомнить, что её основная идея – как минимум сортировка отходов и строительство мусороперерабатывающих заводов. Однако прошло полтора года, и дело не сдвинулось ни на миллиметр. Знаю, сейчас активно обсуждается эта тема: если средства на эти цели в тариф были заложены, а ничего по факту не сделано, то за что население вообще платило всё это время? И почему это выяснилось только сейчас? Считаю, что претензии к региональным операторам – вполне обоснованные, но чем это завершится – покажет время.
— Нынче в Ачинске как никогда остро встал вопрос содержания муниципальных территорий. Вы уже давно выступаете за создание в городе специализированного предприятия, отвечающего за благоустройство и озеленение. Если ли шанс, что администрацию всё-таки удастся в этом убедить?
— Если территория муниципальная – то и следить за ней должен муниципалитет. И точка. Но проблема в том, что на этой земле зачастую расположены объекты инфраструктуры, которыми пользуются жители дома – детские игровые комплексы, мусоросборочные площадки, зоны отдыха. А управляющие компании не имеют права тратить деньги собственников на содержание муниципальных территорий, и этот юридический казус требует немедленного разрешения.
Понимаю, что вопрос требует комплексного подхода: прежде чем создать специализированную структуру, надо чётко понимать, о какой территории идёт речь и какое для этого требуется финансирование. Проблема ещё и в том, что законодательная база на данный момент прямо запрещает создание муниципальных предприятий. Однако, как мне кажется, вполне можно найти любую другую форму собственности, чтобы не определять каждый год подрядчика на конкурсной основе, а создать предприятие, которое могло бы работать в рамках заложенной в бюджет сметы. В некоторых городах пошли именно по этому пути, и результат уже есть. Мне кажется, что и в администрации города, и в депутатском корпусе тоже осознали такую необходимость. Дело осталось за малым: принять волевое решение.
Тоже стоит почитать
Людмила Александрова: «Каждый персонаж на сцене должен быть многогранным – тогда зритель ему верит»
Марина Федоренко: «Безопасный счёт – это ваши руки»
Первый парень на деревне