
В начале ХХ века историю Сибири вершил Пётр Столыпин – министр внутренних дел и председатель Совета министров Российской империи. Наиболее удачной из его реформ стала аграрная – переселение крестьян из западных губерний в Сибирь.
В ЭТОЙ ДЕРЕВНЕ ОГНИ НЕ ПОГАШЕНЫ
Ярким примером этому стала деревня Заворки Ачинского района. В 1901 году сюда приехали первые девять семей из Вильнюсской губернии, благодаря которым и появилось поселение. В 1905 году оно уже насчитывало 40 дворов, в 1906-м – 106. Прибытие переселенцев регистрировалось вплоть до 1930 года: люди приезжали и оседали, занимаясь земледелием и заготовкой леса. История не сохранила для нас фамилии первых жителей Заворок, а вот сама деревня жива до сей поры – хотя время её расцвета уже далеко позади…
Поселение расположено в 23-х километрах от Ачинска и относится к Ключинскому сельскому Совету. Часть домов – нежилые, но их не сносят; другая – видимо, досталась горожанам по наследству, и они приезжают сюда отдыхать только летом. Есть и несколько красивых новых дач. Проехав по всей деревне, а было около десяти часов утра, мы не встретили на улице ни одного человека. Наугад постучались в один из домов на окраине – из калитки вышел мальчишка лет десяти.
– Данила, – по-взрослому представился он. – Мамки дома нет, ушла на работу. Она у неё хорошая: убирается на одной из дач. Никуда ехать не надо, да и деньги неплохие получает. Думаем скоро корову купить.
— В каком классе учишься?
— В четвёртом. Школа находится в Ключах – меня и ещё одну девочку, Василису, возят туда на автобусе. Сегодня последний день весенних каникул, а мне почему-то не спится. В Интернете сижу, мама мне вай-фай провела. Она нас с сестрой одна воспитывает.
— В вашей деревне есть фермеры?
— Кто коров, что ли, держит? Есть один дядька, он вон там живёт, – и Данила показал направление к нужному дому.
«НЕ ЗАВОРКИ, А ЗАДВОРКИ»
Так, в качестве незваных гостей, мы явились к Юрию Погребняку – он этому, конечно, оказался не особо рад:
— Только позавтракать сел, дел по горло, скот надо кормить…
Хоть и без большого желания, но всё же мужчина понемногу разговорился. Фермерство он никогда официально не оформлял, так как считает это лишним и затратным делом. Жалуется, что и без этого приходится раскошеливаться на разные ветеринарные прививки и корма, за которыми ездит в другой район почти за сотню километров. Сено косит где придётся: земельного участка в аренде не имеет. Скотом занимается всю свою сознательную жизнь, а в Заворках живёт уже 15 лет. Свиней разводить бросил, это невыгодно, так как корма постоянно дорожают. Держит лишь коров.
— Ухаживаем за ними с женой, на это и живём. Продукцией торгуем на рынке.
Вопрос о том, какое у него поголовье, Юрий намеренно пропускал мимо ушей: зачем это сообщать незнакомым людям?
Когда же я попросила разрешения его сфотографировать, то Юрий резко отказался:
— Коров тоже не надо, а вот лошадей – пожалуйста.
Он повёл меня на скотный двор. Несколько лошадей, увидев подходящего к ним человека, приблизились к забору, забавно просунув морды между жердями.
— Красивые! – похвалила я их. – Видно, что резвые. На районные скачки не выставляете?
— Вначале их надо обучить на ипподроме, а для этого тоже требуются деньги, – резонно заметил мужчина. – Тем более, что они нужны мне в хозяйстве: как бы без коней я смог сено заготавливать? А знаете, почему я фермерство не оформляю? Получить грант шансов очень мало, а вот налоги надо платить исправно. Моему знакомому фермеру дали грант в пять миллионов рублей. Теперь думает, как приобрести на них сразу и технику, и семена, и племенных коров. А главное – как потом за расходование этих средств отчитываться. Ищут дураков! Лучше уж я из своей чашечки, да своей ложечкой…
На этой ноте закончилось наше знакомство. Попрощавшись, мы двинулись дальше. При выезде на главную улицу чуть не забуксовали – невооружённым глазом можно было заметить, что дорога не расчищена. Хотя в других деревнях главы сельских Советов за этим строго следят.
— Это не Заворки, а какие-то Задворки, – мрачно пошутил наш редакционный водитель, благодаря мастерству которого мы всё-таки благополучно выбрались из тающего снежного месива.
ПРАВИЛЬНОЕ МЕСТО
Тут судьба подготовила нам ещё одну встречу, хотя на улицах и было пустынно. Моё внимание привлекли необычные ворота одного из домов: на ярко-синих досках был нарисован волк из знаменитого советского мультфильма. А сбоку от него – крупная надпись: «Ты это, заходи, если чё…»
Перед воротами на привязи сидела на крупная собака, которая первым делом нас облаяла. Равнодушно пройти мимо такого юморного художества я не смогла, поэтому сделала снимок. На звонкий лай пса открылась калитка, и в её проёме показался мужчина. Видимо, посторонние люди в этой отдалённой деревне бывают редко, поэтому он охотно вступил в общение. Выяснилось, что Алексей Юдов родился в Заворках:
— Куда отсюда уедешь? Кому и где ты нужен? Раньше в деревне было много народа, понемногу строились. Сейчас всё замерло: такие цены на стройматериалы! Пенсионеры умирают один за другим, дома остаются пустыми.
— А вы чем занимаетесь?
— Скот держу. Как говорится, каждой твари по паре: бараны, кролики… В основном – для себя, а лишнее мясо продаю.
Алексей повёл меня показывать своих баранов. Проходя мимо ещё двух собак во дворе, не удержалась и спросила: «Для охраны держите?»
— Раньше были у нас в деревне такие «особи», которые сами бичевали, а на чужое поглядывали. Кого – посадили, кто – сам помер. Теперь наступило другое время: каждый сельчанин, у кого голова есть на плечах, думает, как выжить, да семью прокормить. Работы здесь нет, поэтому люди стараются заводить свои подсобные хозяйства. Лично я считаю, что человек доложен жить на земле, а не в городском панельном муравейник. Мне здесь нравится – на улицах тишина, а летом – такая красота! Правильное место для деревни выбрали наши деды!
Тоже стоит почитать
«Мы опираемся на ваш опыт»
Мы здесь живём, мы здесь поём!
Жительница Ачинска почти месяц не может добиться льготного лекарства от редкого онкологического заболевания