23.11.2024

Александр Вебер: «Тайский бокс – это сила воли и крепкий стержень в характере»

Александр Вебер – частый гость в нашей газете. В первую очередь потому, что он – инициатор многих полезных дел, которые происходят в Ачинске. Кроме того, он активный общественник, почётный донор России и благотворитель с кипучей деятельностью. А ещё Александр Романович на наших страницах регулярно отчитывается о достижениях своих подопечных – воспитанников спортивного клуба «Термит». Собственно, День физкультурника и стал поводом, чтобы узнать этого человека поближе.

— Александр, вы давно дружите со спортом?

— Как и многие – с детства, точнее – с первого класса. Несколько одноклассников записались на плавание – ну и я с ними. Через два года пошёл на дзюдо. Сейчас я уже понимаю, что подсознательно ребёнок начинает заниматься единоборствами тогда, когда начинает понимать, что за него некому заступиться, рассчитывать нужно только на себя. С двух лет я сирота – отец у меня погиб, растила одна мама. Рос в одном из общежитий третьего микрорайона – сами понимаете, что это такое. Порой было страшно одному вечером возвращаться домой. Там всегда было непросто, а в 90-е учителя даже боялись ходить туда, чтобы пожаловаться родителям на нерадивых учеников. Я видел перед собой много неблагополучных примеров, и чтобы не стать одним из них, решил заняться спортом.

После дзюдо ушёл в бокс, пока не узнал, что в Ачинске открылось такое направление, как кикбоксинг – под руководством Эдуарда Ивановича Колодина. Пришёл из армии, и вновь решил заняться боксом. Но года через четыре обзавёлся семьёй, родился ребёнок и появились совсем другие приоритеты – чтобы обеспечить близких людей, трудился на двух работах. Арендованная квартира, финансовые проблемы – сами понимаете, на спорт ни времени, ни сил уже не оставалось. 

— Когда произошло возвращение?

— Где-то годам к 30… Конечно, я всё равно при возможности старался давать организму физическую нагрузку, поэтому навыки остались. Узнал, что в посёлке Горный тренер Артём Владимирович Цапков преподаёт тайский бокс. Приехал к нему, познакомился, походил на занятия – понял, что это моё. Начал выступать на соревнованиях, занимать призовые места. Этот вид спорта мне нравится тем, что в нём, конечно, имеет значение физическое развитие и выносливость, но всё же главное – сила воли и крепкий стержень в характере.

— А как ты пришёл к идее открыть в Ачинске детский клуб «Термит»?

— Предложила Федерация тайского бокса Красноярского края. Убедили, что с моим опытом мне лучше заняться тренерской работой. Я сначала, если честно, побаивался: как это так – открыть собственный спортивный клуб, взять на себя ответственность за чужих детей? Но всё-таки сумел преодолеть эти сомнения. С годами клуб разросся, мы даже открыли «филиалы» в Привокзальном районе, в Малиновке и в Ключах. В общей сложности сейчас тренируются около 150 детей.

— С какого возраста принимаете?

— С пяти. Хотя есть и исключения. Например, Ефим Марышев пришёл в 3,5 года. Точнее сказать, заниматься пришёл старший брат, а он с ним напросился. Я разрешил – пусть ходит, для общего развития будет полезно. Думал, подрастёт будет тренироваться по-настоящему. И так вышло, что старший брат ушёл в футбол, а младший достиг колоссальных успехов: сейчас ему всего шесть лет, а он не проиграл ни одного боя и уже является чемпионом Красноярского края.

Его история, кстати, напоминает историю известного ачинского спортсмена Никиты Селянского. Его тоже привёл в кикбоксинг старший брат, и поначалу Эдуард Иванович Колодин, говорят, даже не хотел его брать – маленький, щупленький… Советовал для начала подрасти. Но парень оказался упёртым – и результат мы знаем: Никита является абсолютным чемпионом мира, неоднократным чемпионом Европы.

— Кем из своих воспитанников ещё гордитесь?

— Например, Ярослав Лихачёв и Даниил Чичкин – это парни, которые ни с одних соревнований не приезжали без медалей. Оба тоже росли без отцов. Однажды, кстати, прикинул: 80 процентов моих ребят, достигших значительных успехов, воспитывались либо без отца, либо без матери. А то и вовсе одной бабушкой. Чтобы научиться постоять за себя, они и приходят в тайский бокс.

— Кто вы для детей в первую очередь: строгий наставник, папа-мама в одном лице?

— По-разному, потому что к каждому ребёнку нужен свой подход. Одним приходится быть отцом, с другими я – строгий наставник, а кому-то становлюсь другом. Особенно это ощущается после того, как мои выпускники вырастают, проходят службу в армии. Хоть и называют меня по имени-отчеству, но наше общение постепенно перерастает в дружбу.

— Ваш клуб «специализируется» только на тайском боксе?

— Да, я преподаю тайский бокс, но ребята выступают и в других направлениях. Ведь тайский бокс – один из самых древних видов спорта, и именно из него берут свои корни карате, кикбоксинг, К1, рукопашный бой…

— Знаю, что вы регулярно возите детей на соревнования, которые проходят в других городах. Это накладно?

— Да, учитывая, что мы ездим не только в Красноярск, Новосибирск, Томск и Кемерово, но и в Москву, Анапу, Сочи, Нижний Новгород… Транспорт, питание – всё это ложится в основном на плечи родителей. У нас нет постоянных спонсоров, но есть предприниматели, которые тоже периодически оказывают поддержку.

Хотя со временем моё отношение к соревнованиям изменилось. Теперь туда отправляются только те дети, которые уже показали хороший результат. Если кто-то пропускает тренировки, не хочет развиваться – зачем выставлять его на ринг, заставлять травмироваться? Вообще, с мотивацией у современных детей просто беда. В моё время, например, было так: получил плохие оценки в школе – никакого тебе плавания. Сейчас, к сожалению, всё наоборот: дети рады пропустить тренировку, взять в руки смартфон и лежать дома на диване. Но это моё, тренерское, наболевшее…

— Сколько ребят отсеивается за год?

— Немало. 20-30 человек пробуют, но не находят себя в этом виде спорта. Кстати, заметил, что практически никто из тех, кто ушёл, не продолжает заниматься единоборствами. Но спорт, как правило, не покидают – либо осваивают новое направление, либо просто ходят в «качалку». Но это, согласитесь, тоже результат. Значит, мне всё-таки удалось привить любовь к спорту.

— Кроме того, что у вас есть работа, есть спортивный клуб, вы ещё активно занимаетесь общественной деятельностью.

— Мне кажется, я всегда чувствовал в себе необходимость помогать нуждающимся. Предлагал и проводил разные акции – от помощи бездомным животным до организации песочниц многодетным семьям. Мне приносит это удовольствие, хотя случаи, если честно, бывают разные. Например, недавно с общественным движением «Ачинск» помогли инвалиду отремонтировать двигатель на автомобиле. Деньги на запчасти собирали участники нашего движения, автомастерская бесплатно всё сделала. Буквально несколько дней назад узнаю: оказывается, тот автомобиль он благополучно продал, приобрёл новый, теперь опять просит общественность оказать ему помощь. Это просто потребительство – человек пользуется своим статусом и искренним желанием горожан ему помочь.

— Такие случаи не отбивают желание помогать?

— Конечно, негатив остаётся, он явно не добавляет энтузиазма, но я человек отходчивый.

— Одна из последних ваших акций – установка поклонного креста на горе в районе улицы Дзержинского. Как пришла эта идея?

— Я очень часто бываю в церкви, общаюсь со священнослужителями. В прошлом году мы уже установили новый поклонный крест на Белой горе. Нынче решили вспомнить о том, что в Берёзовой роще в XX веке хоронили людей, расстрелянных в годы репрессий. У меня у самого бабушка и дедушка – репрессированные. Поэтому я принял решение при помощи друзей изготовить шестиметровый поклонный крест и установить его. Да, в летописи Ачинска есть и такие тёмные страницы… Но я считаю, что мы должны помнить свою историю, чтобы не повторять ошибок.

Автор