На прошлой неделе на должность руководителя управления образования Ачинска была утверждена Галина Нефёдова, которая на протяжении восьми месяцев уже исполняла эти обязанности. Хотя, по нашим данным, эта должность Галине Михайловне была предложена ещё в марте – сразу после того, как Татьяна Быкова ушла на повышение, заняв должность замглавы Ачинска по соцвопросам.
— Галина Михайловна, с приставкой «и.о.» вы работали почти восемь месяцев. Насколько мне известно, изначально даже не претендовали на должность начальника управления образования. Почему всё-таки согласились?
— Действительно, мне понадобилось время, чтобы принять это серьёзное решение. Работая заместителем руководителя управления образования, исполняя во время отсутствия Татьяны Анатольевны её обязанности, я знала весь объём задач не понаслышке, понимала все ресурсы и проблемы. Поэтому мой шаг был не из категории «А почему бы и нет?» – я хорошо понимала, какую ответственность на себя беру. Просто был необходим определённый период, чтобы всё обдумать, осознать и принять. Конечно, большую роль сыграла поддержка коллег и близких.
— Депутаты горсовета недавно приняли решение о выплатах по 10 тысяч на жильё приезжим педагогам: действительно ли это повлияет на кадровый дефицит в школах?
— Кадровый дефицит настолько велик, что одной этой меры, конечно, будет недостаточно. Нужен более комплексный подход, потому что отсутствие жилья – это далеко не единственный фактор. Ключевая проблема, на мой взгляд, заключается в росте требований к педагогам, и не все готовы эту ответственность нести. В том числе и в условия пандемии: некоторые педагоги ушли из школы, поняв, что не смогут работать в новых реалиях, в том числе освоить цифровые инструменты, попасть в этот высокий темп.
У этой проблемы есть и ещё один печальный аспект: чем больше учителей уходит из школы – тем тяжелее нагрузка на оставшихся. А работе на полторы-две ставки – это прямой путь к профессиональному выгоранию.
— Педагогический процесс в условиях пандемии: какие вы видите риски для системы образования? Или, напротив, возможности?
— Пандемия в первую очередь дала нам понять, что нужно постоянно искать новые способы работы, которые позволят не прерывать образовательный процесс. Но, безусловно, пандемия показала и другое: те сложности, которые учитель и ученик легко преодолевают, если находятся в одном классе, на так называемом дистанте, почти невозможно преодолеть, если нет непосредственного контакта. Самый простой пример, который ощутили все родители, – недостаточная самостоятельность школьников. В обычное время, координируя процесс обучения в классе, учитель постоянно направляет деятельность ребёнка в нужное русло. В условиях же дистанционного обучения это приходится делать самому ученику или его родителям. Как показывают результаты, дети к этому не готовы. Поэтому ещё один урок пандемии – надо развивать самостоятельность школьников, давать им больше возможностей сделать всё самим.
Условия, в которых мы существует уже второй год, показали необходимость технического и технологического совершенствования педагогического процесса: от обеспечения компьютерами конкретной школы до создания единой для всей страны образовательной платформы. Сюда же отнесу готовность учителей работать с новыми цифровыми инструментами, в том числе способность генерировать с их помощью контент для учебного процесса.
— Можно ли сейчас утверждать, что «удалёнка» негативно повлияла на качество образования?
— Результаты ЕГЭ и ОГЭ пока не показывают «просадки», однако, на мой взгляд, это ещё ни о чём не говорит. Дело в том, что старшеклассникам, конечно, было гораздо проще адаптироваться к новым условиям в силу уже накопленного багажа знаний и психологической нацеленности на результат. Полностью осознать степень влияния пандемии на качество образования мы сможем только через несколько лет, когда экзамены пойдут сдавать нынешние первоклассники, которым даже учиться писать и считать приходилось дистанционно.
Я уверена, что пандемия окажет негативное влияние не только на уровень образования, но и на воспитание – скажется отсутствие классных часов, праздников, других общешкольных мероприятий. Всё это мы, к сожалению, почувствуем в перспективе.
— Как вы относитесь к такому явлению, как репетиторство?
— Как педагог – резко негативно. Хотя вижу, что это явление получает всё большее распространение: если раньше репетиторов нанимали лишь для подготовки к выпускному экзамену, то теперь они есть даже у младшеклассников. Факторов несколько, не из последних – дань моде. Родитель, нанявший своему ребёнку репетитора, уверен, что он вложил деньги в будущее ребёнка, то есть потратил деньги с пользой. Однако это не так: дополнительные занятия – это прежде всего серьёзная перегрузка для ребёнка: он должен работать на уроке. Во-вторых, помощь репетитора расслабляет ученика: со временем он начинает понимать, что необязательно постигать знания именно в школе, «бесплатно» – всё равно он это будет проходить с репетитором.
Если говорить глобально, то сложившаяся ситуация, когда родители считают своим долгом нанять ребёнку репетитора – это ещё одна причина кадрового дефицита в школах. Специалисты оттуда уходят, чтобы не заниматься отчётами, заполнением журналов; чтобы не ограничивать себя определёнными рамками. Ну и уровень дохода, конечно же, играет роль.
— В чём, на ваш взгляд, сегодня заключается мотивация школьника? Нынешние дети понимают, для чего они учатся?
— Современные дети гораздо свободнее тех, что учились, например, 20 лет назад, и они прекрасно знают, для чего учатся. Разница лишь в том, что в отношении них слово «надо», как для нас, уже не работает: они хотят ещё и понимать, какой смысл в это «надо» заложен. Если педагогу удалось донести его до своего ученика – значит, у него будет мотивация.
Ещё одна особенность нынешних детей – они ищут в обучении наиболее лёгкий способ достижения цели. И это, на самом деле, само по себе не плохо. Мы, педагоги, в силу определённых традиций пытаемся увидеть в таком поведении подвох или лень. Но они не ленятся, они просто хотят дойти до цели более простым путём, вот и всё. В условиях, когда главным конкурентом учителя стал гаджет, нужно постоянно искать новые форматы подачи информации и вовлечения ребёнка в процесс обучения. Правда, в этом есть определённый риск: думая, что современным детям нужно что-то такое особенное, соревнуясь друг с другом в оригинальности, мы начинаем забывать о формах, которые успешно работали и сто лет назад, и пятьдесят: о простой беседе, о доверительных отношениях с учениками, об искренней заинтересованности их жизнью. А ведь именно в этом прежде всего и заключается призвание педагога.
Фото: инстаграм Галины Нефёдовой
Тоже стоит почитать
Первый парень на деревне
Виктория Корзинова: «Никаких ярмарок шуб и шапок во Дворце культуры не будет»
Павел Сурнаков: «На «зебрах» не хватает освещения»