20.04.2024

«Ждите, бригада выезжает!»: как работает самая крупная аварийная служба города

Любой многоквартирный дом – это сложный организм, состоящий из нескольких систем жизнеобеспечения: прежде всего это отопление, водоснабжение, водоотведение, электричество. Неудивительно, что в нём время от времени происходят неполадки, требующие немедленного вмешательства специалистов. Для экстренных случаев в управляющих компаниях существуют аварийные службы, которые работают 24 часа в сутки 365 дней в году.

«ГРУППА ОПЕРАТИВНОГО РЕАГИРОВАНИЯ»

Аварийная служба УК «Центр управления МКД» – самая большая в Ачинске. Это четыре смены по восемь специалистов в каждой: четыре сантехника, два электрика и два водителя. Каждая смена длится 12 часов. В праздничные дни происходит усиление: выделяется дополнительный транспорт.

Но на передовой, конечно, всегда диспетчеры: именно они принимают заявки, регистрируют их и передают в работу. Кроме того, на диспетчере полностью лежит расстановка приоритетов, координация работы сотрудников и руководство всеми процессами смены.

— В этом нам здорово помогает система ГЛОНАСС, которой оборудован каждый автомобиль аварийной службы, – говорит диспетчер Аркадий Осипок, который уже много лет работает в сфере ЖКХ. – Находясь за компьютером, я могу свободно ориентироваться: в каком районе города специалисты сейчас находятся, когда завершают работу и куда их можно направить далее.

телефон

Аварийная служба УК «Центр управления МКД» круглосуточно принимает звонки на два стационарных телефона и один сотовый: на тот случай, если отключат электроэнергию. Номера телефонов размещены на информационных стендах и в квитанциях: 7-12-40, 7-76-03, 8-962-078-80-50

Кроме того, сотрудники аварийной службы работают со специальной компьютерной программой, которая значительно облегчает работу и экономит время оперативному персоналу. В этой программе можно проследить судьбу каждой заявки – когда и кому она поступила, какие шаги предприняла аварийная бригада. Вся информация доступна и дневной службе, которая «подхватывает» эту работу, и центральному диспетчеру, который контролирует процесс непосредственно в управляющей компании.

За один час диспетчеру может поступить и 10 звонков, а может и 30. А если, например, в доме пропало электричество, за несколько минут – шквал обращений. В основном звонки поступают по сантехнике и электрике; причём первых, по статистике, примерно в два раза больше.

Конечно, диспетчеру нужно быть не только опытным специалистом в ЖКХ, но ещё и психологом – ведь в аварийную службу чаще всего звонят в очень эмоциональном состоянии.

— Бывает, что человек просто кричит в трубку, и невозможно даже понять, что именно произошло, – говорит Аркадий Анатольевич. – Прежде всего нужно успокоить человека, и сделать это можно одной фразой: «Заявка принята, ждите, аварийная бригада уже выезжает».

Уже девять лет аварийной службой руководит Геннадий Минаков.

— У него, пожалуй, самая напряжённая работа: если сотрудники смен меняются, то Геннадий Александрович ежедневно на месте – и в праздники, и в выходные, – говорит Михаил Балоночкин, главный инженер УК «Центр управления МКД». – Он держит на контроле все заявки, а они, бывает, затягиваются. И они совсем не обязательно связаны с аварийными ситуациями. Например, кто-то из жильцов отключил в своей квартире прибор отопления, в результате чего страдают его соседи. В дневное время застать его дома не получается, на записки человек не реагирует. В таком случае вмешивается аварийная служба, которая выезжает в вечернее время и, если доступ в квартиру обеспечен, проводит необходимые работы.

В некоторых домах существует проблема с низким давлением холодной воды – нужно провести все замеры в пик водоразбора – а это, конечно, нерабочее время, когда все жильцы находятся дома. В таком случае эта работа тоже ложится на специалистов аварийной службы.

«АЛЛО, У НАС БАТАРЕЯ ЕЛЕ ТЁПЛАЯ!»

Аварийные бригады не только отвечают за оперативную ликвидацию экстренных ситуаций – таких как потоп, засор или замыкание электричества, но и участвуют в последующих мероприятиях, с ними связанных. Например, если произошло затопление квартиры, сотрудники аварийки также обязаны зафиксировать произошедшее в акте. Если на виновника затопления владелец пострадавшей квартиры впоследствии подаст в суд, специалистам аварийной службы придётся побывать ещё и на заседаниях в качестве свидетелей.

Но самые напряжённые дни в году приходятся на начало отопительного сезона – обычно это середина сентября. В домах запускаются системы отопления: пока горячая вода не появится во всех батареях, нужен глаз да глаз.

А в конце октября – начале ноября, когда температура воздуха за окном ещё не очень низкая, и температура воды в системе отопления тоже пока невысокая – начинаются обращения другого рода. Люди, особенно пожилые, начинают переживать: «Вдруг завтра начнутся сильные морозы, а батареи чуть тёплые?»

— Они почему-то считают, что всю зиму батареи будут именно такими, – говорит Аркадий Осипок. – Приходится успокаивать, всё объяснять: понизится температура воздуха – и вода в трубах станет горячее. Например, за четыре праздничных ноябрьских дня работникам аварийки буквально некогда было присесть: ездили с одной заявки на другую. Но при этом только три акта по затоплению. Остальные заявки – «у нас чуть тёплые батареи».

— Звонить в аварийную службу нужно только тогда, когда действительно произошла экстренная ситуация, – подчёркивает Геннадий Минаков. – Потому что наши сотрудники тратят на такие выезды время, а на другом конце города в это время действительно произошла аварийная ситуация и нужна помощь.

Второй непростой период – это, конечно, новогодние праздники. Начинается он в последних числах декабря: жители, готовясь к встрече Нового года, начинают активно пользоваться электрическими приборами. Нагрузка на сеть резко возрастает, и оборудование нередко выходит из строя – приходится выезжать аварийной бригаде.

В ночь с 31-го на 1-е начинаются другие проблемы: в неблагополучных квартирах подвыпившие граждане выбивают окна, поэтому аварийным бригадам приходится предпринимать меры, чтобы не разморозить систему. А в течение всех праздничных дней они только и успевают выезжать по таким жалобам, как повреждение полипропиленовых труб, батарей и даже поломка унитазов. В первую январскую неделю вызовы учащаются и ещё по одной причине – засоры канализации: чем только её ни забивают! Продолжается всё это вплоть до конца каникул.

— При возникновении экстренных ситуаций возникает угроза не только причинения вреда имуществу, но и системам жизнеобеспечения, и даже конструктиву зданий,– говорит Марина Биктимирова, генеральный директор УК «Центр управления МКД». – Именно поэтому аварийно-диспетчерская служба – это очень важная структура управляющей компании, на которую возлагается ответственность за оперативную работу с различного рода внештатными происшествиями. Профессионализм сотрудников нашей аварийной службы позволяет даже в условиях большого количества заявок эффективно справляться с самыми сложными и нестандартными ситуациями, связанными с функционированием инженерных систем.

Автор