Туристы — глазами тех, кто работает. Беседуем с менеджером проката катамаранов.
Продолжаем знакомить читателей с гостями нашей постоянной рубрики «Тайная комната». И опять беседуем с теми, кто вынужден работать, пока другие отдыхают. А когда все «нормальные» люди возвращаются в офис или на завод и на ближайший год забывают об отдыхе, работники этой отрасли уходят в длительные отпуска: трёх рабочих месяцев в году им достаточно, чтобы прокормиться в оставшиеся девять. Речь сегодня о тех, кто неплохо устроился за счёт туристов.
— Так все и думают: не работа – сплошной кайф. Целый день на пляже, у воды сидишь, в носу ковыряешь, ничего не делаешь. Захотел – искупнулся, захотел – лёг, загораешь…
— Ну не на заводе же трудишься, кирпичи не таскаешь!
— Кто не таскает кирпичи, тот не работает, что ли?!
Примерно так начался наш разговор с Алексеем. Ему – 33, работает в точке проката катамаранов на одном из пляжей Черноморского побережья.
— В чём сложность твоей работы?
— Я не утверждаю, что приходится прямо горбатиться. Но свои нюансы есть. Например, пьяных я на катамаран не пускаю. А многие, как напьются, очень хотят покататься, в итоге возникают недопонимания. Стараюсь как-то сгладить ситуацию, чтобы человек не просто ушёл, а вернулся, когда протрезвеет. Ну и каждому популярно объясняю, куда заплывать можно, куда – нет. Видишь: чуть дальше катаются на квадроциклах, плюшках. Это же опасно. Столкнётся катамаран с квадрациклом – кто окажется крайним? Я. А мне оно надо?
— Я слышала, ты убеждаешь людей не брать с собой телефоны на прогулку на катамаранах….
— Знаешь, сколько утопленных телефонов там, где катаются? Мне даже кажется, там всё дно гаджетами устелено. Говоришь людям, чтобы оставляли телефоны мне. Вернутся – отдам. Понимают? Да ни фига! Особенно дети часто роняют телефоны в море. Где у родителей мозги вообще? А потом кипишь наводят. Но я за это уже ответственности не несу. Моё дело – предупредить.
— В июне, говорят, шли обильные дожди. Людей было меньше?
— Конечно. Каждую неделю – штормы и смерчи. Замучались туда-сюда таскать эти катамараны.
— Их может унести в море?
— Легко. С центрального пляжа один унесло. Не успели, наверное, толком закрепить. Кто-то нормально так на деньги попал.
— Имеешь в виду работника? А сколько стоит катамаран?
— Да. Мы несём за них материальную ответственность. Такие, как у нас – в районе 50 тысяч.
— Если не секрет, сколько получаешь?
— Всё от погоды зависит. Июнь и первая половина июля были «мёртвые»: пляжи пустые, ну и почти никто не катался. Тысяч 30, наверное, я «поднял».
— В хороший месяц сколько получаешь? На процентах работаешь?
— Да, как потопал – так и полопал. При нормальном раскладе может и 50 выйти.
— Ты местный?
— Из Адлера.
— А там разве нет проката катамаранов? Почему в своём городе не устроишься?
— Здесь – привычнее. Я третье лето сюда приезжаю. Хозяин катамаранов – знакомый, не кидает. У меня родственники здесь, у них живу бесплатно.
— Расскажи какой-нибудь смешной случай.
— Расскажу несмешной. На днях поднялся сильный ветер, помнишь? А потом появился смерч над морем. По громкоговорителю объявили, чтобы туристы уходили с пляжа. Почти все с горем пополам ушли. Осталась только одна молодая парочка: додумались пойти купаться. Спасатель им с пирса орёт, чтобы возвращались на берег. А волны уже большие. Девушка давай тонуть: её волной накрыло, а парень в этот момент вообще в другую сторону смотрел. Хорошо Пашка, спасатель, быстро среагировал: сразу в воду прыгнул, вытащил. Её потом на пляже откачивали, делали искусственное дыхание – не дышала, наверное, минуты три. Это, как считаете, нормально?
— Ну они хоть поблагодарили потом спасителя?
— Они в шоковом состоянии оба были. А на следующий день Пахе бутылку коньяка принесли. Думаю, эти точно больше в воду во время шторма не полезут.
— Расскажи про конкуренцию. Воюете между собой?
— Нет никакой конкуренции: пляжи давно разделены. Мы работаем на этом, другие – на других. Не заходи на чужую территорию, и не будет проблем.
— Наверное, на центральных пляжах улов получше, чем у вас, в отдалении?
— Больше туристов – больше денег, разумеется. Хотя с каждым годом на нашем пляже всё больше людей, потому что человек ищет место поспокойнее. Вы вообще там были? Присесть некуда!
— В прошлом году, наверное, вообще было мало туристов?
— По сравнению с этим годом и позапрошлым – конечно. Тот год для всех сфер курортных был неудачным. Я нынче думал: не поеду работать. Но вроде всё тихо пока. Хотя по телевизору сказали, что только привитых будут пускать. Надеюсь, не дойдёт до этого.
— Сколько стоит прокат катамаранов?
— 700 рублей в час.
— Сколько людей в день принимаешь?
— В выходные бывает и 30 прокатов. В обычные дни – примерно 20.
— Наверное, на более дорогих развлечениях типа парашюта выгоднее работать…
— Нет. На катамаран за день 20 человек придёт, на парашют – пять. В итоге то на то и выходит.
— Чем займёшься, когда закончится сезон?
— Пойду таксовать или в ремонт обуви устроюсь. Но сначала отдохну неделю-две. Я же без выходных, считай, всё лето.
— На постоянную работу не хочешь устраиваться или её трудно найти?
— Не хочу от кого-то зависеть. Мне и так хорошо!
Фото из открытых источников
Тоже стоит почитать
Тайны больше нет: интервью с сотрудницей детективного агентства
Ни хвоста, ни чешуи!
«Люди перестали держаться за свои рабочие места, даже с хорошей зарплатой и условиями труда»