04.02.2026

«Воспитатель никогда не пройдёт мимо этих «ненужных» предметов»: анонимно разговариваем с сотрудником ачинского детского сада

Children in a kinder garden. Children listening to the teacher. Teacher reading book to children.

Воспитатель – профессия благородная. На этом человеке лежит огромная ответственность за безопасность, здоровье, психологический комфорт и, главное, «приручение» наших детей (вспомним бессмертную классику – книгу Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»), которых мы отдаём практически на весь день к «чужой тёте». Так кто же это такой – воспитатель детского сада? Сегодня мы узнаем «кухню» дошкольных образовательных учреждений Ачинска буквально из первых уст – разговариваем с воспитателем Ольгой. Имя, по традиции, изменено.

— Как ты стала воспитателем?

— У меня высшее экономическое образование. Но получив корочки, а затем родив, я поняла, что эта сфера деятельности – совсем не моя. Я, как и все, наверное, мамы, играла и занималась со своим сыном, и мне это очень нравилось. Так здорово было видеть его эмоции! А когда в гости приходили подруги с детьми – занятия проводились уже массово (Улыбается.). Недолго думая, переобучилась на воспитателя. Но приступив к работе в детском учреждении, я, помимо радости от самой деятельности, столкнулась с бюрократическим аппаратом: от нас требовали расписывать буквально каждый шаг.

— Давно это было?

— Лет десять назад. Это было невыносимо. Бесконечные отчёты… С тех пор сменила несколько мест работы, была даже продавцом в «Красном и Белом». Но… дети манили.

— И всё же, ты – человек общительный. Мне кажется, тебе легко даётся любая работа. Да и в алкомаркете зарплата, наверное, больше педагогической?..

— Знаешь, когда стоишь на ногах целый день, это немного неприятно… Да и нет выхода в эмоциональной сфере. Хотя там тоже было своеобразно. А дети – они искренние, непосредственные в своей радости или злости, и они дают невероятный душевный отклик и мотивацию работать и приносить пользу. А поскольку с прошлого года бюрократическая нагрузка на педагогов дошкольного образования была снижена согласно приказу Минпросвещения России № 779, это стало для меня зелёным светом. Сейчас мы тоже, конечно, пишем планы, отчёты, но их стало гораздо меньше, и это высвободило время для занятий с детьми.

— Как ты избегаешь рабочего выгорания?

— Надо жить активной, интересной в первую очередь для себя жизнью: гулять, посещать театр и кино, разные события. Любить эту жизнь! И свою работу: если человек не любит свою работу, он выгорит рано – и личностно, и профессионально. Понятно, что мы все устаём и порой идём на работу нехотя, но дети сами по себе дают энергию. Мои ребятишки где-то даже подметят новые серёжки, где-то обнимут и скажут: «Ольга Геннадьевна, мы тебя любим!», – и всё, ты снова счастлива. Это равнозначный обмен – я к ним со всей душой, и они отвечают мне тем же.

— Как начинается твой рабочий день?

— С музыки на телефоне: сначала – для себя, потом – для моих детей. Я люблю музыку, и ребятам о ней рассказываю, что есть музыка классическая, современная, детский репертуар. Если смотрим мультики, то чаще – советские: «Большой Ух», «Дядюшка Ау» и подобные им. Поначалу дети, конечно, удивлялись: а где же «Фиксики», «Три кота»? Но со мной этот номер не пройдёт, потому что добрая светлая классика – наш культурный код, базовый минимум. Её надо знать, она много даёт развитию и восприятию этого мира. Мои детки к ней уже приобщились, чему я очень рада.

— Есть какие-то грубые нарушения в детском саду?

— Как говорится, не буди лихо, пока оно тихо: я работаю ещё не очень долго, и на данный момент всем довольна. Считаю, это лучший детский сад Ачинска: и заведующая прекрасная, и материальное обеспечение групп отличное.

— Ольга, что ты имеешь в виду?

— Базовый минимум канцелярии, например. В других местах, где я работала, это покупали родители. Сейчас, конечно, мамы и папы тоже что-то приобретают, спасибо им за участие! Но очень многое закупает сам сад.

— Но я знаю, что ты для занятий и сама что-то покупаешь.

— Да, бывает – так это моё личное желание. Мой вклад в свою работу, я так вижу. И потому здесь абсолютно без претензий. Причём этими предметами я удерживаю интерес и внимание детей долгое время, так что мне это самой на руку! Я знаю, что сделала это на пользу, и мне это доставляет удовлетворение. Иногда и родители возмещают такие затраты, когда дети рассказывают, как им было интересно. Или я довожу до мам и пап информацию: вот, мол, по своей инициативе апробировала то-то и то-то – дети в восторге, давайте закупим ещё? Нет проблем! Многие работают по системе «ты – мне, я – тебе», но это их выбор. Моя позиция другая.

— Бывает ли, что ты халтуришь: ну не подготовилась, и думаешь, а выеду-ка я на артистичности?

— Педагог должен быть готов всегда! Никакие форс-мажоры, «проспал», «забыл» тут не актуальны. Дети любят сказку, игру, а это само по себе не рождается… Или взять занятие по математике, тот же раздаточный материал – нужно приготовить.

— А как же экспромты?

— Они имеют место всегда. Хороший воспитатель – всегда немного артист, по нему плачет Большой театр (Смеётся.).

— Какие сейчас дети?

— Очень разные, как и во все времена. Правда, их сейчас очень сложно удивить, они многое имеют в плане благ, те же игрушки… Но воспитатель может всё! А вот, например, совместный с родителями мастер-класс по изготовлению персонажа из воздушного шарика и крахмала… буквально творит чудеса. В восторге от таких занятий все – и дети, и взрослые. Каждому ребёнку и его родителю нужен индивидуальный подход. И мы его находим.

— Какие есть хитрости в общении с детьми?

— Мы не можем этим делиться, оставлю это в секрете. Но открою одну особенность профессии: я никогда не пройду мимо пустых баночек, коробочек, бутылочек, крышечек – всего того, что сможет послужить мне в работе с детьми. А из этого богатства чего я только ни придумываю для игр и развития! Я своего рода профессиональный старьёвщик (Улыбается.).

 

Автор