23.09.2025

«Вычеркнуть смены из графика!»: в гостях у Города «А» – фельдшер скорой помощи

Хотя бы раз в жизни карету скорой помощи вызывал каждый. От того, насколько быстро приедут врачи, порой зависит не только здоровье, счастливое родоразрешение, но и жизнь человека. Сегодня мы разговариваем с сотрудником службы Кирой (имя изменено) о том, о чём обычно не говорят во всеуслушание.

— Кира, почему решила связать свою жизнь с медициной?

— Наверное, направление, куда поступать, всё же задала мама, и идея мне понравилась. Плюс мои одноклассницы тоже решили учиться в медучилище, и я выбрала это учреждение. После учёбы я немного поработала медсестрой, потом устроилась на станцию скорой помощи.

— Какие вызовы – самые запоминающиеся?

— Скандальные. С ножом, слава Богу, за нами никто не гонялся и с лестницы не спускал (Смеётся.). Но порой приезжаешь на вызов по температуре: к ребёнку или к женщине, и тебя начинают учить уму-разуму их домочадцы. Кстати, наиболее дотошными бывают отцы и мужья.

— Какие же претензии выдвигают?

— Например: слишком быстро осмотрели горло или почему не обследовали уши? Требуют назначить препараты. Стараемся не вступать в конфликты, это не лучшее решение. Но объясняем, что конкретно входит в наши обязанности, а что – прерогатива лечащего врача. Если мы что-то заподозрили – везём человека в приёмный покой, там разберутся.

— А бывало, что пациенты рожали в машине?
— В моей практике не случалось, а у коллег – да. Бывало, что и на подъезде к роддому принимали роды, и даже у человека дома.

— А что по ложным вызовам? Часто же вашими услугами пользуются так называемые паникёры или те, кто подстраховываются.

— Да, например, частенько скорую вызывают пожилые люди: укол поставить, таблеточку дать, поговорить. Иногда приезжаем к одним и тем же по несколько раз в день … Как правило, это одинокие бабушки и дедушки. И хотя диспетчеры стараются нам помочь – оказать таким людям эмоциональную поддержку по телефону, дать советы – мы обязаны отработать все вызовы. Нередки ситуации, когда скорую ожидают мужчины с температурой 37 градусов или с ушибом. Тут два варианта: либо они и правда волнуются за своё здоровье, либо им нужно, чтобы мы на месте оформили больничный. Таким говорим: «Спасибо, что позвонили не в три часа ночи». Вообще, очерёдность вызовов регулируют наши диспетчеры: неотложные – это дети с температурой, женщины в родах, падение с высоты, ДТП, а просто скорые – давление, температура у взрослых.

— Людей хватает?

— Как нам говорят официально, штат укомплектован. Однако на вызовах не хватает врачей: в каждой бригаде должен быть врач, фельдшер и санитар. Но бывает, что ездят два фельдшера и санитар или вообще один фельдшер с санитаром – это двойная нагрузка, но руководство это не волнует.

— Я слышала, санитары не обязаны помогать выносить лежачих больных…

— Наши помогают, но нужны ведь и ещё люди. Обычно диспетчер спрашивает о состоянии больного, и если человек не ходит, предупреждает его родственников, чтобы те пригласили подмогу. Вообще, в обязанности санитара входит ещё носить медицинскую сумку и мыть машину.

— Кира, тебя устраивает зарплата и режим работы?

— График: сутки через трое. Сказать честно, работа не из лёгких, но я уже привыкла, и мне нормально. Зарплата в среднем – 60 тысяч рублей, это с учётом переработки. Ни один фельдшер не работает только на свою ставку. Огорчает такой момент: когда медикам повышают зарплату, как, например, в прошлом году, то почему-то на деле сумма вознаграждения не увеличивается. Почему? Самые активные работники начали разбираться, и оказалось, что ставку повысили, а ночные уменьшили до 50 процентов, стимулирующая выплата упала с 20 до 7 тысяч. Выходит, не доплачивали немалые суммы… Дело дошло до прокуратуры и суда против Ачинской межрайонной больницы, но процесс ещё не завершён.

— Последствия для активистов были?

— Учитывая, что в суд исковое заявление подали не конкретно на наше руководство, а на АМРБ в целом, последствия были. Те, кто подписал коллективное заявление, теперь не видят подработки – им её просто не дают. И людям приходится искать дополнительный заработок в аптеках. Хорошо, что наша специализация «Лечебное дело. Фельдшер» подразумевает возможность для работы в фармацевтике. А если бы нет? Правда, когда нужно заткнуть какие-то «окна», и нужны фельдшеры (в межсезонье, когда растёт статистика по простудным заболеваниям, или у многих сотрудников больничный или отпуск), те же самые люди, кто лишал их возможности подработки, могут позвонить и пригласить на смену.

— А вообще начальство сильно кошмарит?

— В принципе работается неплохо – я считаю, что всё всегда в большей степени зависит от тебя, от твоего внутреннего настроя, отношения к жизни и к людям… Но у нас в коллективе давно сложилось мнение, что если бы пара человек из него ушли, это пошло бы службе лишь на пользу.

— И чем они не угодили большинству?

—  Например, если у тебя ипотека или кредит, и тот сотрудник это знает – тебе не видать подработки. Или, например, он проставит смены для подработки, а ты ему, как он считает, «не так» улыбнулся – смены тут же будут вычеркнуты из графика. Ещё он позволяет себе применять мат в общении, явно не по уставу.

— Давай вернёмся к твоей работе. Ты говоришь, привыкла. Расскажи, как проходит среднестатистический день фельдшера ачинской скорой помощи?

— Работаем, как я уже сказала, сутки через трое. У нас на Ачинск пять бригад – этого очень мало. Например, одна или две уезжают в Красноярск – планово везут пациентов в краевые больницы, там они могут находиться до шести часов вечера. Ещё одна где-то дежурит – допустим, на похоронах участников специальной военной операции. Остальные работают в городе и районе. Бывает, уезжаешь в восемь утра, и до полудня или двух часов дня ты на вызовах. Это ни перекусить, ни сходить в туалет. Единственное, если заканчиваются медикаменты – возвращаешься на станцию. Все действия бригады подтверждаются в цифровом планшете. В целом в сутки у службы – около 120 вызовов. Если раскидать на всех, выйдет минимум 16-18 на каждую бригаду.

— Когда бригада может не ехать в деревню?

— Если там есть фельдшерско-акушерский пункт, наш диспетчер звонит туда и просит местного сотрудника сходить на адрес, оценить, насколько требуется выезд бригады, измерить температуру, давление.

— А новогодняя ночь по шкале от одного до десяти – какая по сложности?

— Скажу так: лучше отработать 31 декабря, чем выйти в смену 1, 2 января. Там будет гораздо горячее, чем накануне праздника. Кстати, замечаю, что нередко у людей и ёлочка не стоит, и стол не накрыт, и не поздравят – то есть у них нет праздника.

— Работники скорой – люди суеверные? Я читала, что в вашей профессии такое имеет место. Есть ли какие-то ритуалы или фразы, которые нельзя говорить?

— Наша бригада в приметы не верит, мы желаем друг другу и хорошего дня, и доброй ночи.

 

Автор