23.11.2024

Чуть помедленнее, цены, чуть помедленнее

Представители ритейла рассказали нам, почему дорожают продукты

Диалог у прилавка.

— Взвесьте мне, пожалуйста, килограмм горбуши, – будничным голосом просит пенсионерка.

— Горбуша, обратите внимание, подорожала: уже 410 рублей за кило.

— И-и-и!.. – интонация бабушки переходит в визг. – Да это что ж такое творится!

— И не говорите! – сочувствует продавец. – Сама каждый раз боюсь на работу выходить. Что ни смена – обязательно что-нибудь подорожает на 10-20 рублей…

К тому, что цены на продукты растут постоянно, мы уже привыкли. Но если раньше они передвигались мелкой рысью, то в последние месяцы буквально пустились в галоп. Дорожает буквально всё: овощи-фрукты, куриное мясо, яйцо, майонез, консервы… Ещё было бы понятно, если б наши доходы росли. Но мы-то нищаем! «Если раньше люди покупали палку колбасы, то теперь – 300-400 граммов», – рассказывает знакомая продавщица.

Так почему же растут цены? Этот вопрос мы задали представителям крупных торговых сетей, которые работают в Ачинске.

— Закупочные цены имеют тенденцию к росту, – подтверждает Виктор Бахов, директор по маркетингу гастрономов «Красный Яр» и дискаунтеров «Батон». – Серьёзной отправной точкой стал март прошлого года – начало пандемии. С тех пор цену на некоторые категории товаров поставщики и производители повысили более чем на 30%. Например, подорожали самые востребованные крупы: рис, овсянка и гречка. В случае с рисом удорожание объясняется импортным сырьём. Причиной роста цены на овсянку стал неурожай, и уже осенью того года было понятно, что цена на данную крупу будет расти. По гречке мы наблюдаем планомерный рост уже два года. Более 80% всей гречки поставляется из одного региона РФ – Алтайского края, и сегодня на рынке есть определённый дефицит данной крупы. Ещё один фактор – это рост цен на упаковку: плёнку и картон.

По словам Бахова, март этого года стал месяцем сахарного ажиотажа, когда покупатели, простимулированные информацией от федеральных и местных СМИ, буквально, сметали этот продукт с полок магазинов. Сейчас, правда, ситуация с данным товаром уже нормализовалась, но сегодня появляется всё больше аналогичных сообщений о повышении цен.

— Поскольку ритейл является последним звеном в ценообразовании и наша задача – поиск лучшего предложения для покупателя, мы ведём переговоры и непрерывную работу с поставщиками, – продолжает Виктор Бахов. – С кем-то из поставщиков удаётся решить вопрос за счёт удержания цен, с кем-то – за счёт увеличенных объёмов закупок и создания запасов на наших складах.

В «Магните» подтверждают: сдерживать рост цен удаётся только благодаря постоянной работе с поставщиками. Супервайзер отдела продаж Ирина Александрова пояснила: сеть «Магнит» закупает большими объёмами (по стране насчитывается почти 3000 супермаркетов этого бренда), поэтому поставщики, не желая терять выгодного заказчика, идут на уступки.

— Им выгодно с нами сотрудничать ещё и потому, что у нас нет задержек с оплатой, и любой поставщик это ценит, – добавляет Ирина Александрова.

Тем временем в компании «Командор» (к ней относятся не только одноимённые супермаркеты, но и сеть дискаунтеров «Хороший». – Прим. ред.) отмечают, что в прошлом году заметно выросли цены на цитрусовые, сахар, растительное масло, куриные яйца, картофель, гречку, геркулес.

— Причин роста цен несколько – это неурожай, пандемия, ослабление курса рубля, инфляция, общая экономическая ситуация в стране, – считает Анна Романова, PR-менеджер компании «Командор». – В 2020 году росли цены на цитрусовые – спрос на лимоны и апельсины значительно повысился из-за пандемии (людям нужны витамины) и изменения курса валют. Кроме того, в прошлом году во многих регионах был неурожай картофеля, сахарной свёклы, овса, подсолнечника, что напрямую повлияло на закупочную стоимость этих продуктов. Сахар и растительное масло – биржевые товары, их цена также зависит от ситуации на мировом рынке. Но по этим продуктам до июня 2021 рост цен остановлен, так как торговые сети и поставщики присоединились к соглашению Министерства промышленности и торговли о сдерживании цен.

Отдельные товары, говорят в «Командоре», дорожали по своим причинам. Так, икра росла в цене потому, что на Дальнем Востоке в 2020 году было выловлено гораздо меньше лосося по сравнению с предыдущими годами. Или, например, рост цен на свежие огурцы – это сезонное явление. В конце года огурцы собирают только в специальных теплицах с так называемой «светокультурой», которых в России в два раза меньше, чем просто зимних теплиц без систем подсветки. Цены на такие огурцы и помидоры во многом зависят от стоимости электричества и воды, которая в большинстве субъектов РФ за год увеличилась.

В этом году существенно подорожали куриные яйца: во-первых, увеличились цены на корма и упаковочные материалы; во-вторых, на птицефабриках юга России и Казахстана выявлен птичий грипп. Сейчас в «Командоре» стоимость куриного яйца составляет от 80 до 100 рублей за десяток в зависимости от категории.

— Искусственно цены мы никогда не завышаем, наоборот, стараемся сдерживать их до последнего, зачастую даже за счёт собственных ресурсов, – добавляет Анна Романова. – Поэтому не всегда повышение закупочных цен в полной мере отображается на полках. Когда поставщики заявляют нам о повышении цен на свою продукцию, то предоставляют нам все обоснования. Мы внимательно проверяем их аргументацию, анализируем рынок и только потом принимаем решение. Если товар можно заменить другим брендом аналогичного качества, на который не было повышения цен, то делаем выбор в пользу другого поставщика. Вообще в нашей сети есть общее правило – за один раз мы стараемся не принимать повышения закупочных цен более чем на 5-10%, чтобы это не так сильно отразилось на нашем покупателе.

Автор