20.04.2024

Как отработать 46 лет в профессии и не «сгореть»

«Лучше уйти на десять минут раньше, чем опоздать на пять»

Современные психологи советуют раз в три года менять сферу деятельности. Утверждают – мозг должен «переключаться», иначе наступит «профессиональное выгорание». Кстати, последнее особенно применимо к педагогам. Именно профессиональное выгорание, по мнению специалистов управления образования, является одной из причин нехватки педагогических кадров.

Но с такой «теорией» не согласна учитель математики из 12-й школы – Светлана Крум. 46 лет Светлана Петровна работает в сфере образования, и ни о каком «выгорании» не слышала. А секрет, как и всё гениальное, прост – нужно просто любить свою работу и получать удовольствие от того, что ты чем-то полезен другим. С этого и начали разговор с одним из самых титулованных педагогов Ачинска.

***

— Думаю, сейчас очень мало учителей идёт в профессию по призванию. Многих, с кем я общалась, не устраивает зарплата: чтобы более или менее зарабатывать, приходится трудиться на несколько ставок. Кроме того, раньше учитель пользовался уважением. Я начинала свою трудовую деятельность в сельской школе совсем молоденькой девчонкой. Помню, когда заходили с другим, таким же молодым, специалистом в сельский магазин, нам продавец всегда доставала что-нибудь из-под полы со словами: «Это мы для вас специально оставили». Хотя мы даже не учили детей этого продавца. Сегодня учителя, только пришедшие в школу, зачастую не справляются с учениками, ведь дети могут повысить голос, оскорбить, высмеять. И молодой педагог просто не знает, как на это реагировать, как с этим справляться. Некому прийти ему на помощь…

— А как же программа наставничества, о которой так много сегодня говорят в связи с острой нехваткой специалистов?

— В большинстве случаев это формальность. Но это и не вина более опытных педагогов: у них зачастую просто не хватает на это времени из-за большой загруженности.

— Светлана Петровна, в вашем понимании хороший учитель больше любит детей или свой предмет?

— В равных частях. Педагог должен иметь достаточный уровень знаний по своему предмету: ты не будешь стремиться узнать что-то большее, если не будешь любить свой предмет. И детей учитель тоже должен безгранично любить. Причём разных детей: и прилежных учеников, и учеников с низким уровнем мотивации, и активных, и замкнутых в себе, тех, кто сразу усваивает информацию, и тех, кому нужно объяснить много раз одно и то же. Нужно принимать детей такими, какие они есть. И ни в коем случае не повышать на ученика голос: это моё кредо на протяжении большей части трудового пути.

— Что важного для себя про профессию «учитель» вы поняли за годы работы в школе?

— Я впервые пришла в школу с ощущением: «Всё умею, всё могу». А теперь, по прошествии 46 лет, бывает, ловлю себя на мысли, что чего-то ещё не знаю и не всё умею. Такой парадокс.

— Чего может не уметь такой опытный учитель, как вы?

— Ну, например, в этом году начала вести предмет в девятом классе. Дети новые. Кто-то открылся сразу, и мне понятно, как выстраивать с ними диалог. Но есть такие ребята, ключики к которым только предстоит подобрать. Ведь я обязана знать, что происходит в душе каждого ребёнка, а иначе как мне выстроить с ним работу так, чтобы он усваивал информацию? Эти ключи мне необходимо подобрать уже к концу первой четверти. Была такая ситуация. Одного из учеников мне сразу охарактеризовали: «Двоечник и разгильдяй». Я поработала с ним и поняла – это абсолютно не так. Он не двоечник, а просто лодырь. У ребёнка есть все предпосылки для хорошей учёбы. Посадила его за первую парту перед собой и контролирую, чтобы выполнял задания. Недавно мальчик получил четвёрку. Вы не представляете, сколько у него было радости, и как мне было приятно! Именно для этого педагог должен понимать каждого ребёнка.

— Светлана Петровна, вы – педагог высшей квалификационной категории, автор двух монографий, трёх учебных пособий, причём два из них с грифом УМО РАЕ (прошедшие экспертизу и рекомендованные Российской академией естествознания. – Прим. ред.), ряда рецензированных методических пособий. Ваши статьи опубликованы в изданиях международного, всероссийского и регионального уровней. Что заставляло постоянно совершенствоваться?

Безграничная любовь к своему предмету. Вы не поверите, я даже дома, когда смотрю телевизор, могу параллельно решать какую-нибудь задачку по высшей математике. Мне это безумно интересно. Получается, что я преподавала на всех ступенях: в школе, в среднем профессиональном учебном заведении и в высшем. Видела всю «линейку»: что нужно дать детям в 11-м классе, чтобы они в техникуме или университете были успешными. Например, у нас было 72 часа по высшей математике, и из них только 36 – аудиторная работа, остальное – на самостоятельное изучение материала. А студенты боятся выполнять задания самостоятельно: не потому, что не хотят, а потому, что не могут. Разумеется, взяв себе это на заметку, при работе в школе я уже делаю акцент на самостоятельной работе, формировании умения работать с научной литературой.

— Как это происходит технически? Вы ведёте предмет и вдруг понимаете, что вот это доказательство я бы выстроила иначе, чем написано в учебнике?

— Совершенно верно! Я вообще считаю, что с таким стажем, как у меня, и не придумать что-то своё – это странно. Если посетило вдохновение, могу за один вечер целую статью написать, на одном дыхании.

— Было ли так: вы написали пособие и потом с ужасом поняли, что ваши рекомендации на практике не работают?

— Никогда. Ведь прежде, чем написать, я «тестирую» эту теорию на практике. Только в случае положительных результатов переношу свои мысли в статью или пособие.

— Как относитесь к ЕГЭ?

— Отрицательно. Никогда не «натаскиваю» детей для сдачи экзамена, стараюсь вложить в их головы именно знания. Сейчас позиция в образовании какая? Не дать ребёнку знания, а научить его самостоятельно находить нужную информацию, ответы на вопросы. Но в то же время для профильного уровня не разрешается пользоваться справочным материалом. В чём логика? Я в корне не согласна с таким подходом. В школе должны давать знания, а не только инструменты для поиска необходимой информации.

— Всегда ли ваши ожидания, как ребёнок сдаст ЕГЭ, совпадают с фактическими результатами?

— Практически да.

— Светлана Петровна, всегда было интересно, правда ли, что учителям больше запоминаются оболтусы и разгильдяи, а не прилежные ученики?

— Я помню большинство своих учеников и студентов. Но есть такая закономерность: при встрече прилежные ученики могут лишь кивнуть в знак приветствия, а «оболтусы» и «разгильдяи», как вы их называете, бросятся обнимать, расспросят, как у меня дела. Не знаю, почему так происходит, но так оно и есть на самом деле.

— Сколько ещё планируете работать в школе?

— В школе я последний год. Считаю, лучше уйти на десять минут раньше, чем на пять минут опоздать…

Фото: «Город «А»

Автор