18.04.2024

«История, которая болит»: в драмтеатре состоялось открытие театрального сезона

Открытие 87-го театрального сезона порадовало ачинцев не только шикарной премьерой, но и новыми мраморными полами

Осенняя хандра, похолодание, растущие на всё цены отнюдь не добавляют радости в наши будни. Однако в минувший уикенд в культурной жизни Ачинска состоялось прекрасное событие: новый сезон в драмтеатре открылся премьерой спектакля «Тихий шорох уходящих шагов» по пьесе Дмитрия Богославского.

По сюжету бывший военный Александр поселился в отцовском доме, где раньше жила большая и дружная семья. Там ему и предстоит встретиться с отцом, сёстрами, стариком-соседом и неким загадочным Альбертом, чтобы проговорить непроговорённое и разобраться в том, в чём, возможно, разобраться и нельзя.

Примечательно, что в одной из главных ролей занят новый актёр: Михаил Вергунов, сыгравший в спектакле Сашу, впервые вышел на ачинскую сцену – более того, в драмтеатр он приехал сразу после окончания учёбы. Впервые в роли актёра попробовал себя и завлит «драмы» Евгений Сташков, сыгравший того самого загадочного Альберта.

Потрясающие по своей простоте и гениальности декорации, свет, спецэффекты – всё это заслуга художника-постановщика Николая Чернышева, художника по свету Алексея Безматерных и, конечно же, режиссёра спектакля Тимура Файрузова. С ним мы и поговорили, чтобы узнать, с чем пришлось столкнуться при создании постановки.

«Вызывая эмоции»

Тимур Файрузов – родом из Железногорска, живёт и работает в Норильске. Говорит, что давно хотел поставить эту пьесу, и сделать это удалось именно в Ачинске. Он благодарен Ачинскому драмтеатру за приглашение:

— Одно желание исполнилось, теперь желание – чтобы постановка жила в театре, да не просто жила, а – полноценно. В этой истории есть то, что цепляет. Почему стал режиссёром? Мне нравится выбирать и самому рассказывать истории, интерпретировать их по-своему. Плюс создание спектакля – всегда немного мифологично. Ты создаёшь мир, и это очень интересно.

— Тимур Рифович, чем история этой постановки зацепила вас?

— В ней нет торопливости – она и называется соответствующе. Большой объём текстов, смыслов. Неторопливость в принципе присуща русскому психологизму. А вообще, у каждого есть история, которая болит. В этой связи в спектакле у меня возникает разговор с отцом.

— Какие психологические методы вы применяли в работе над спектаклем?

— Метод один: ты как режиссёр должен убедить зрителя в правдивости происходящего и постараться сделать так, чтобы и у него – болело. Конечно, тут применима и неторопливая речь актёров. Кроме того, у каждого из них возникает свой язык, который ни с чем не перепутаешь.

— В постановке то и дело звучит призыв, что нужно почистить колодец, и даётся чёткая инструкция, как это сделать. О чём это?

— О том, что нужно заглянуть внутрь себя, в свою вселенную. А дом – это повод поговорить о чём-то большем, задать вопросы себе. Я вырос в большой семье, и тема эта мне также близка.

Каждый воспринимает историю по-разному. Кто-то смотрит спектакль линейно, а кто-то – по вертикали, находя всё новые и новые смыслы… Всё это есть в этой истории.

— Как думаете, что зрители унесут с собой?

— Мы же воздействуем на эмоцию, а как это сработает – я не знаю. Предполагаю, что, возможно, кто-то позвонит родителям, захочет собрать семью за общим столом, кто-то помянёт родных, а кто-то скажет – бред. Вообще, как ни странно, русский человек любит пострадать, мы всегда находим повод для драмы. Поэтому статистика такова, что зрители чаще ходят на комедийные спектакли. Моя задача – рассказать историю честно. А вообще, творчество существует для того, чтобы человек оставался человеком.

— А актёры?

— Как минимум, у актёров уже случился роман со своими ролями, персонажами. И я очень этому рад. А как максимум – зависит от каждого из них.

Ступать по мрамору

А ещё новый сезон ослепил зрителей новыми полами. Напомним, театр расположен в объекте культурного наследия «Общественное собрание», построенном в 1915 году.

Этим летом здесь отремонтировали полы в фойе первого и второго этажей, кассового зала, лестницы центрального и бокового входов, также обновили колонны. Стоимость работ – 3 миллиона рублей. Замена производилась на средства бюджета Красноярского края, рассказали в театре.

Напомним, в 2019 году был завершён лишь первый этап реконструкции – тогда обновили фасад и зрительный зал, санузлы, центральную лестницу, зал для репетиций, поэтому продолжение этого процесса планируется до тех пор, пока реконструкция не будет выполнена в полном объёме.

Директор Елена Панькова рассказала, что театр хорошеет год от года, и каждый раз в интерьер добавляются всё новые элементы.

Например, на лестничном пролёте при работах была обнаружена надпись «1916 год» – это дата окончания постройки здания. Раритет оставили вмонтированным в пол.

— Мы очень довольны результатом проведённого ремонта, – сказала Елена Панькова. – Сами видите, что полы просто сверкают! В качестве материала использовались мрамор и керамогранит. Выражаем благодарность лично министру культуры Красноярского края Аркадию Зинову – за внимание к нашему театру

Ирина Стрельцова

Фото: газета «Город «А» и Ачинский драмтеатр

Автор