18.05.2024

ТО ли ещё будет? Техосмотр отвязали от ОСАГО, но он всё равно обязателен

Так надо или не надо?

Техосмотр «отвязали» от ОСАГО, но он не перестал быть обязательным

Как-то непривычно тихо и без особой огласки законодатели приняли закон с обратной силой: с 22 августа страховые компании при продаже полисов ОСАГО больше не требуют диагностическую карту на автомобиль. Однако расслабляться не стоит: новые правила не отменяют обязанности прохождения обязательного техосмотра. Обо всём – по порядку.

На круги своя

Решение «отвязать» диагностическую карту от ОСАГО, как отмечают законодатели, принято в связи с «отсутствием взаимосвязи между получением полиса автогражданской ответственности и прохождением технического осмотра автомобиля». Кроме того, не во всех городах хватает на всех пунктов техосмотра, из-за чего процесс получения диагностической карты становится затруднительным. В Ачинске ажиотажа на подобные услуги не наблюдается: автомобилист может пройти техосмотр без каких-либо очередей в течение одного дня.

Раньше ОСАГО не продавали без техосмотра по причине того, что это хоть как-то дисциплинировало водителей проходить обязательный технический осмотр автомобиля. Ведь, по сути, других весомых рычагов воздействия на тех, кто не любит следить за состоянием своего транспортного средства, не было. Штраф 800 рублей (а при оплате в течение двух недель – 400. – Прим. авт.) за отсутствие диагностической карты водителей не мотивировал. Да и проверяли инспекторы ГИБДД наличие карты, будем откровенны, только из-за связки с ОСАГО. В обязательном перечне документов, который должен представить автовладелец сотруднику госавтоинспекции, диагностической карты не значится.

По замыслу инициатора нововведения, а им в очередной раз выступил депутат от партии «ЕР» – Анатолий Аксаков, теперь водителям станет проще получить полис, и, соответственно, количество страхователей возрастёт, но с такими выводами согласны далеко не все страховщики.

— Мы не ожидаем роста количества клиентов из-за нововведений. И прошедший месяц подтвердил наши прогнозы, – поделился своим мнением представитель одной из страховых компаний. – Техосмотр никогда не был причиной неоформления полиса ОСАГО. Диагностическую карту и до этого не составляло труда получить: даже в недобросовестных страховых компаниях техосмотр оформляли за дополнительную плату… Ответственным водителям, которые заботятся о техническом состоянии своего авто, по сути, не важно, обязательна ли диагностика при покупке ОСАГО или нет: они всё равно будут её делать. А недобросовестные… в любом случае найдут способ обойти закон.

Всё равно накажут

Разумеется, остаться совсем без рычагов воздействия на водителей государство не захотело: обязанность проходить обязательный технический осмотр авто с собственников не сняли. 1 марта следующего года вступят в силу поправки КоАП, согласно которым штраф за отсутствие техосмотра возрастёт до двух тысяч рублей. Планируется, что проверять наличие диагностической карты будут не только сотрудники госавтоинспекции: фиксировать правонарушения «научат» и видеокамеры.

Не секрет, что для многих водителей прохождение техосмотра было формальностью: документ о диагностике можно было без проблем купить в Ачинске за 500 рублей. Теперь управу нашли и на тех, кто все проблемы привык решать исключительно за деньги. С 1 октября процедура получения диагностической карты усложнилась. Принципиальных отличия два. Отныне документ не будет выдаваться на руки: его оформят в электронном виде и внесут данные в специальную программу. Эксперт, проводящий диагностику, поставит на документе электронную подпись. Будет понятно, к кому обращаться с вопросами в случае ДТП из-за неисправности автомобиля,

Однако это не все ноу-хау, ожидающие водителей. Для тех, кому наказание в две тысячи рублей покажется небольшим, придумали ещё один, возможно, ключевой «мотиватор».

— После 1 марта, если наступает страховой случай, то есть дорожно-транспортное происшествие, и будет установлено, что причиной послужила техническая неисправность автомобиля, страховая компания выплатит клиенту компенсацию. А после подаст на него в суд на возмещение убытков в порядке регресса. Мы каждому своему клиенту напоминаем, что прохождение обязательного техосмотра не отменено и что нужно иметь на руках диагностическую карту. В этом заинтересован, в первую очередь, сам водитель, – объяснил страховщик в телефонном разговоре корреспонденту «А».

Но главное, что волнует всех, без исключения, водителей, скажутся ли новые нормы и правила на стоимости полиса ОСАГО? Как утверждают страховщики, раз нет зависимости между полисом и техосмотром, на цене «автогражданки» это никак не отразится.

— Нет, цены мы не поднимали и не планируем. Предоставлять скидки на ОСАГО тем, у кого на руках есть диагностические карты, тоже не будем. Но могу сказать, что водители и без этого достаточно дисциплинированные, и в большинстве случае приходят оформлять полис, уже пройдя техосмотр. Данные диагностической карты мы вносим в программу: в дальнейшем это упрощает страховой компании работу с клиентом.

Какие документы нужны для оформления ОСАГО:

— заявление о заключении договора ОСАГО;
— паспорт;
— документы на транспортное средство;
— водительское удостоверение;
— договор купли-продажи (если автомобиль только что приобретён).

Периодичность техосмотров составляет:

1. Легковые авто, мотоциклы, грузовики до 3,5 тонны, полуприцепы и прицепы, купленные после 1 апреля 2020 года и младше четырёх лет, не требуют прохождения техосмотра.

  1. Вышеперечисленные машины и прицепы от 4 до 10 лет должны проходить техосмотр раз в два года.

  2. Вышеперечисленные машины и прицепы старше 10 лет должны проходить каждый год.

  3. Автобусы, грузовики от 3,5 тонны, учебные авто – все младше пяти лет – проходят техосмотр ежегодно. Если указанный транспорт старше пяти лет – техосмотр положен раз в полгода.

Фото: v-kurse.ru

Автор