10.09.2024

На прошлой неделе многих шокировала новость о годовалом мальчике из Назаровского района, который скончался от спинально-мышечной атрофии. Заболевание у него диагностировали полгода назад. Консилиум врачей пришёл к выводу, что малышу нужна «Спинраза» – дорогостоящий препарат, который закупается за рубежом. Но пока неповоротливая государственная машина подписывала контракт с поставщиком, пока лекарство шло в Россию, ребёнок умер. Чтобы спасти ему жизнь, не хватило всего пары часов.

Можно долго рассуждать о целесообразности таких трат – одна инъекция «Спинразы», на минуточку, стоит почти восемь миллионов рублей! – но родителям от этого не легче. Не легче и каждому гражданину страны, который – тьфу-тьфу-тьфу! – может оказаться в такой ситуации…

В деревне, где я родился и вырос, была одна семейка – муж с женой, трое детей. Не сказать, чтоб алкаши какие-нибудь, но от рюмочки никогда не отказывались. Жили небогато. Держали пару поросят-карюзликов, которых осенью забивали, и им как-то этого хватало, чтобы продержаться зиму… Их односельчане всегда звали на помощь, когда требовались значительные трудовые ресурсы: например, в период заготовки сена или дров. Это были самые безотказные, дружные и добросовестные работники. У постороннего человека могло сложиться впечатление, что они – просто образец хозяйственности, потому что в трудовом порыве могли горы свернуть.

С удовольствием за небольшие деньги откликались на просьбу помочь протяпать гектар картошки, хотя у самих в огороде осот стоял в половину человеческого роста. «На людях» они были самыми что ни на есть трудоголиками, но дома желание что-либо делать у них почему-то пропадало напрочь. Отец семейства, например, принимал активное участие в ремонте соседского трактора, но у самого дома дверь могла неделями висеть на одной петле, а навоз из стайки не вывозился месяцами. В разговоре с односельчанками женщина щедро делилась секретами домашних заготовок и давала кучу советов по ведению хозяйства, но у самой в квартире частенько был такой бардак – хоть святых выноси. Но они упорно продолжали создавать образ рачительных хозяев. Зачем? Кто ж их знает… Психология, может, такая. Хотя что я рассказываю – наверняка каждый наш читатель встречал в своей жизни таких персонажей.

Чем же наша страна в таком случае отличается от этой семейки? Да ничем. У самих дома бардак, но руководство сильно переживает за то, чтобы перед мировым сообществом составить о себе впечатление великой державы.

И так было всегда. Те, кто родился в Советском Союзе, наверняка помнят такое понятие, как «экспортный вариант». Это товары, которые выпускала наша промышленность, но они предназначались для продажи за рубеж, и поэтому были гораздо лучшего качества. Каким-то чудом часть такой продукции не покидала границ страны, и люди могли, что называется, почувствовать разницу. Например, каждый советский автолюбитель знал, что «Жигули», собранные для внутреннего рынка, и «Жигули», которые шли на экспорт – это два совершенно разных автомобиля. Водка «Столичная» тоже по вкусу сильно отличалась от водки Stolichnaya.

И со временем ничего не изменилось. За границу мы отправляем тысячи тонн гуманитарной помощи, дарим вакцину от коронавируса, щедро спонсируем страны третьего мира, а у самих дети умирают, потому что нет денег на лечение. Из той же оперы – самые дорогие в мировой истории Олимпийские игры, на которые Россия угрохала более 50 миллиардов долларов. Пускать пыль в глаза – вот основа нашей внешней политики.

Нам остаётся только ждать, когда государство повернётся лицом не к мировому сообществу, а к своим гражданам. Пока что к нашим услугам только филейная его часть.

Автор