Ачинский предприниматель уже три года расследует странности одного ДТП
Начало этой истории похоже на математическую задачку: из пункта А в пункт Б выехал автомобиль… Пунктом А в данной ситуации выступает Иркутск, пунктом Б – Новосибирск. Но задачка, как потом выяснилось, со «звёздочкой»: в этой истории фигурирует ещё несколько пунктов: Ачинск, Барнаул, Челябинск… А вот дальше попахивает совсем другим школьным предметом, поскольку «нахимичено» в этой истории столько, что всё движется к нескольким уголовным делам.
Итак, в декабре 2016 года в Ачинске из-за снегопада и гололедицы в ДТП попала фура DAF. Она везла аккумуляторы с иркутского завода новосибирской фирме «Сибаккумулятор». Авария произошла по вине грузовика ГАЗ, принадлежащего местному предпринимателю Николаю Лосякову. Он особо не беспокоился: у водителя было ОСАГО. Судя по повреждениям, которые получила фура (пострадали пластиковая обрешётка кабины, бампер, боковое зеркало и лобовое стекло), страховой выплаты было вполне достаточно, чтобы компенсировать ущерб. Тут стоит подчеркнуть: прицеп, в котором находились аккумуляторы, не пострадал. Об этом свидетельствуют и фотографии, и видео с места ДТП. Если бы груз действительно был повреждён – кислотой залило бы всю дорогу.
Некоторое время спустя фирма «Сибаккумулятор» получила свой груз в целости и сохранности: фактуры и накладные имеются в материалах дела. Продавец и покупатель никаких претензий друг к другу не имеют.
Однако полтора года спустя некая барнаульская фирма «Автотрейд+» обратилась в суд с иском на Лосякова. Оказывается, владелец DAFа уступил ей право требовать с предпринимателя ущерб, причинённый фуре. И судя по тем документам, которые она представила, фура была разнесена, что называется, в хлам: некий эксперт насчитал убытков более чем на два миллиона рублей! Мало того: по документам выходило, что аккумуляторы всё-таки тоже пострадали: убыток составил более миллиона рублей. Этот факт «Автотрейд+» подтвердил тем, что якобы безвозмездно (!) сдал разбитые аккумуляторы на утилизацию челябинской (!!) фирме «Южуралаккумулятор».
Суд состоялся. Предпринимателю присудили выплатить «Автотрейд+» более 3 миллионов рублей. Сейчас половина пенсии Лосякова высчитывается в пользу этой фирмы, невесть откуда взявшейся.
— Решение, конечно, для меня было крайне неожиданным, – признаётся Николай Лосяков. – Я до последнего был уверен, что это просто какое-то недоразумение, в котором суд обязательно разберётся. Также понадеялся на нанятого юриста, который, как потом выяснилось, практически ничего не делал.
Сразу после решения суда Лосяков начал бить во все колокола: нанял другого юриста, подал апелляцию, обратился в полицию и в Следственный комитет.
Одновременно, не особо рассчитывая на правоохранительные органы, начал собственное расследование. И первое, на что он обратил внимание – акт приёмки из «Южуралаккумулятора». Он представлял собой обычный листок, распечатанный на компьютере, без даты, подписи и печати. И там почему-то была указана такая причина приёмки аккумуляторов: «В связи с истекшим сроком эксплуатации».
— Почему в этом «документе» такая странная формулировка? – недоумевает Николай Лосяков. – Если, по версии «Автотрейд+», аккумуляторы пострадали из-за ДТП, то почему в этом «документе» не указали, что они были разбиты?
Лосяков сделал официальный запрос в «Южуралаккумулятор», и там ему ответили: никаких аккумуляторов они не принимали: ни разбитых, ни бракованных, ни с истекшим сроком годности. Никаких сделок с фирмой «Автотрейд+» они тоже заключали – ни на денежной основе, ни на безвозмездной. И вообще такое название слышат впервые.
Второй подозрительный документ – это экспертиза повреждений фуры на 2 миллиона рублей. Полицейские опросили эксперта, который, согласно документам, оценивал причинённый автомобилю DAF ущерб. Как выяснилось, он не выдавал заключения!
Наверняка многие читатели вспомнят: «А ведь год назад вы уже писали про эту историю!» Действительно, писали. Но дело в том, что за год дело практически не продвинулось. Следствие, по словам Лосякова, особых результатов не добилось. В полиции нам удалось получить лишь краткий комментарий: «Следствие продолжается».
— К сожалению, больше ничего за это время не сделано, – говорит Лосяков. – За дело взялся новый следователь, уже восьмой по счёту. Но и он никак не может увидеть признаков мошенничества. Единственное – полтора месяца назад была проведена экспертиза, которая доказала: подпись специалиста под заключениями, подтверждающими ущерб на два миллиона рублей, – подделка! По этому поводу возбуждено уголовное дело – правда, только после моего обращения в Генеральную прокуратуру.
Также возбуждено уголовное дело по подозрению в мошенничестве. А вот по статье УК РФ 303 «Фальсификация доказательств» уголовное дело никто возбуждать не торопится. Этот факт особо удивляет Лосякова. Как бывший сотрудник правоохранительных органов, он прекрасно видит: есть состав преступления, присутствуют сфабрикованные материалы, известно, кто их представил следствию – директор «Автотрейд+». «Что ещё нужно для возбуждения уголовного дела?» – удивляется предприниматель.
Ещё одна подозрительная схема во всей этой истории – взаимоотношения фирмы «Автотрейд+» и «Сибаккумулятор». Оказывается, через некоторое время после ДТП в адрес «Сибаккумулятора» от «Автотрейд+» поступила сумма в качестве компенсации за разбитые перевозчиком аккумуляторы. Однако некоторое время спустя практически вся эта сумма перечисляется «Автотрейду+» обратно, но уже с формулировкой «Возврат займа». Не странновато ли?
— Мне кажется, что картина понятна даже обывателю: налицо состав преступления, есть все условия и возможности его распутать и добиться истины, – уверен Николай Лосяков. – Почему же правоохранительные органы так неохотно, по моему мнению, этим занимаются? До сих пор не взяты объяснения с фигурантов; материалы дела отправлены из Новосибирска, но потерялись по дороге в Ачинск. Я уверен, что без командировок, без допросов, вплоть до арестов – то есть без оперативного сопровождения – это дело с мёртвой точки не сдвинуть. Но как сделать так, чтобы полицейские были заинтересованы выполнить эту работу? Лично я – уже не знаю…
Фото: общественное движение «Ачинск»
Тоже стоит почитать
Как полицейские защищают свидетелей преступлений?
Больше водителей, но меньше машин
Осенние приёмы завершены