20.04.2024

«Или живи на работе, или увольняйся!»: разговор с сотрудницей ачинского банка

«В Ачинске ежемесячно выдаётся кредитов на 80 млн рублей»

Каждый второй россиянин хотя бы раз в жизни брал кредит. А некоторые тем и живут – занимают у банка регулярно. Цели у людей разные: кому-то на развлечения, кто-то вкладывает в бизнес, другие берут ипотеку или покупают на эти деньги машину. Сотрудник банка уже бывал в «Тайной комнате», но эта тема настолько обширна, да и к тому же пандемия внесла в неё свои коррективы… Поэтому знакомьтесь: героиня сегодняшнего выпуска – Дарья.

— Давно трудишься в банковской сфере? Как пришла сюда?

— Немало, пошёл уже восьмой год. Мне был 21 год, образование у меня средне-специальное – по профессии я юрист. Просто однажды увидела объявление о вакансии и подумала: почему бы и нет? На собеседовании я понравилась начальству, стажировка тоже прошла хорошо, и меня взяли.

— Что входит в твои обязанности?

— Обязанности сотрудника банка – это всё: буквально от и до. Это универсал. Очень много обязанностей, поверь! Во-первых, непосредственно работа с клиентами: общение со «входящим потоком» – людьми, пришедшими с улицы, консультирование по продуктам, продажа; во-вторых, совершение звонков потенциальным клиентам – их поиск. Помимо основной работы, у нас есть текущие моменты – сдача архивов, то есть работа с документами, порой мы можем быть и уборщицами.

— Работал ли ваш банк на удалёнке?

— Любой банк работал дистанционно. И по сей день многие так функционируют. Такой формат был проще – меньше прессинга от начальства. Сидишь делаешь обзвоны, так же можешь оформлять кредиты. Дома комфортнее.

— Тяжело находиться в офисе целый день?

Да! Мало того, что ты в четырёх стенах, непрерывно общаешься с клиентами, так и начальство постоянно бдит, давит, требует. А если не согласна, тебе говорят прямым текстом: «Или живи на работе, или увольняйся». Ну и коллеги: если не сработаешься с ними, нагрузка ещё тяжелее. Про обеды я вообще молчу. Хорошо, если убежим на 20 минут поесть, а то ведь можем так и просидеть весь день голодом – потому что клиенты идут, и их нужно обслуживать. Ну а люди разные: кому-то нужен продукт, кому-то консультация, кто-то просто приходит поругаться.

— Расскажи о коллективе, как можно с ним не сработаться?

— На самом деле мне повезло, в основном люди подбирались отличные. Я работала в трёх банках. И вот в предыдущем был самый лучший состав (начальство не трогаем) – как вторая семья. Но и это несмотря на то, что работа в коллективе – это в первую очередь конкуренция. Например, борьба за клиента, если нет продаж: приходит человек на кредит – и мы его делим (Смеётся). Случаются стычки и так далее.

— Как пандемия сказалась на покупательской способности людей?

— Снизилась, особенно в начале ограничений. Конкретно по нашему региону: люди стали меньше приходить, они словно замерли – ждали, чем дело закончится. А когда стало понятно, что пока конца пандемии не видно, то стали обращаться вновь. Случилось это к осени. Вообще люди у нас очень закредитованные. Много должников появилось с началом пандемии – раза в полтора точно: люди потеряли работу, платить стало нечем.

Во всех банках есть «продажные» периоды – это весна и осень. Люди берут деньги на строительство в марте, апреле, мае, для дачных дел опять же и на отдых – в июне. Июль-август, декабрь-январь – «тухлые» месяцы.

— Появились ли послабления для граждан, чтобы повысить спрос на продукты банка?

— Многие банки снизили ставки. В других ставки какими были, такими и остались. Средняя ставка по кредитам – 20 процентов. Вообще банки сейчас неохотно одобряют заявки на кредиты. Осторожничают и перестраховываются. А, с другой стороны, начальство увеличивает нам планы по тем же самым кредитам. Логика железная. Но хочешь не хочешь – ищем клиентов. Думаю, что потребность в кредитах не угаснет: как брали, так и будут брать.

Сейчас увеличился процент вкладчиков, снимающих свои сбережения – цены-то растут. Покупают недвижимость или вкладывают в инвестиции – это достаточно агрессивная сфера, где можно как очень хорошо заработать, так и много потерять. Кроме того, крупным вкладчикам, имеющим более миллиона рублей на счету, не нравится то, что нужно платить налог 13% с дохода по процентам.

У нас в городе около восьми крупных банков, каждый из них в среднем в месяц выдаёт по 18 миллионов рублей кредитов, умножаем на восемь – итого 80-100 миллионов рублей в месяц выдают кредитные организации города населению. И это только Ачинск, небольшой город. Как говорится, денег нет, но деньги есть.

— Расскажи о сложностях и плюсах в работе конкретно сейчас? Имеет ли вообще смысл такая нагрузка, о которой ты говоришь?

— В этой сфере можно очень хорошо зарабатывать, очень! Но тогда ты не видишь семьи и живёшь на работе: это постоянные планёрки, совещания, которые порой начинаются в 8 утра или в 9 вечера. Тут нужно любить эту работу и определиться: для чего тебе эта работа. Ещё есть опасение: профессиональное выгорание. Либо ты акклиматизировался и дальше идёшь по карьерной лестнице, либо меняешь сферу. Это очень нервная работа, где от тебя постоянно требуют всё.

В принципе, работая в банке, ты узнаёшь что-то новое. Например, сейчас процветает сегмент инвестиций, в отличие от вкладов, и обывателю сложно понять, что это такое. Вкладывать в это свои сбережения люди боятся. Но я, изучив этот вопрос изнутри, понимаю – дело интересное, просто нужно знать нюансы.

— Работа в банке – для…?

— Для молодых, необременённых семьёй девчонок. Хотя недавно одну мою знакомую, сотрудницу другого ачинского банка, увезли на скорой с микроинсультом – сильно перенервничала. Или для тех, у кого нет выхода – не знают, чем им ещё можно заняться в этой жизни. Хотя выход есть всегда. Как и выбор.

— Какие планы и мечты?

— Я сейчас пришла к тому, что очень хочу поменять сферу деятельности. У меня есть ребёнок, муж, и они хотят видеть маму дома, а я хочу смотреть, как растёт сын, и уделять внимание мужу. Да и сидеть по 12 часов в офисе с наушниками и постоянно-звонить мне немного надоело.

Фото: 39rus.org

Автор