15.07.2024

Как в «Сказку» попала

Наш сегодняшний гость – главный режиссёр театра кукол «Сказка» Светлана Михайлова. Она рассказывает о своём коллективе, о зрителях и о том, почему в детстве ей больше нравилось играть принцесс и фей, а сейчас – Бабу Ягу и Кикимору.

В этом году театру кукол «Сказка» – 58 лет. За это время он стал не просто учреждением культуры – частью культурного кода нашего города. Ведь практически каждый горожанин ходил в детстве на «Аленький цветочек» и «Три поросёнка», «Теремок» и «Кота в сапогах». А многим даже посчастливилось поработать в нём.

— Я пришла в театр, когда мне было всего 12 лет, – вспоминает Светлана Михайлова. – Театр кукол меня всегда привлекал: нравилось сооружать дома ширму из стульев, писать сценарии, с помощью игрушек показывать представления. Поэтому когда я увидела афишу о том, что ведётся набор в театр кукол «Сказка» – рекламные щиты раньше устанавливались в окнах первого этажа Дворца культуры – сразу пошла. Руководитель, Валентина Васильевна Попова, устроила мне настоящий экзамен: читка пьесы, театральный этюд… Посмотрела на меня и сказала: «Возьму». Мне повезло, потому что практически сразу же дали главную роль в премьерном спектакле «Маленькая фея». Это очень важно, потому что если бы я не начала сразу играть – возможно, быстро утратила бы интерес. Сейчас вспоминаю: как мы, дети, с этим справлялись? Ведь на тот момент уже работали не с маленькими перчаточными куклами – а с тростевыми, тяжёлыми, сложными в управлении. Коллектив театра в то время был очень большой. Поэтому сегодня многие жители Ачинска в возрасте 50+ могут сказать, что причастны к «Сказке». Из неё вышли многие режиссёры и артисты драматических театров. Мы и сейчас со всеми – друзья.

Первая роль Светланы Михайловой: спектакль «Маленькая фея»

Светлана Михайлова недолго побыла в младшем коллективе театра – быстро перешла в ту часть труппу, которую составляли ребята постарше – на пять-семь лет. Были даже отслужившие в армии.

— Не планировала связывать свою жизнь с театром – думала, что это обычное детское увлечение, которое рано или поздно пройдёт, – продолжает главный режиссёр. – Но поработала по специальности – я получила педагогическое образование, – и меня позвали в «Сказку» художником. А когда руководителю пришло время уходить на заслуженный отдых, встал вопрос: кто займёт его место? Рассматривались варианты «со стороны», но если человек не вырос в народном театре, не знает его традиций, всё это сделано не его руками – он надолго не задержится. Всем было очень важно, чтобы театром руководил свой человек, поэтому я взяла на себя смелость возглавить коллектив.

Театр показывает постановки не только на своей сцене, но и активно гастролирует. Особенно это было распространено раньше: со сцены маленькие артисты учили дружбе и благородству, а сами учились самостоятельности и ответственности.

— Сейчас вспоминаю – в какие только сложные ситуации мы ни попадали! – улыбаясь, говорит Светлана. – Об этом до сих пор не знает никто, кроме самих участников поездки. И ведь никогда ничего с нами не случалось. А всё потому, что все ребята – хорошие. Плохие у нас не задерживались: не могут такие люди нести со сцены добро.

Сегодня в репертуаре «Сказки» – более 20 спектаклей. Почти все – проверенные временем постановки.

— Хорошая, добрая сказка – она на века, – уверена Светлана Михайлова. – В ней есть смысл, мораль, она учит доброте, дружбе, взаимовыручке, искренности. Поэтому, например, «Маленькая фея», в которой я сыграла свою первую роль, идёт у нас до сих пор. Среди современных пьес таких очень мало…

Светлана не только руководит театром, но и играет почти в каждом спектакле.

— Выхожу на сцену уже 42 года – а всё равно каждый раз переживаю, – признаётся Светлана. – Мне проще самой отыграть, чем наблюдать, например, из зрительного зала или операторской комнаты. Потому что когда я на сцене – играю одну роль: свою. А когда наблюдаю со стороны – «играю» за всех. В детстве больше нравилось играть принцесс и фей, а сейчас – характерные роли: например, Бабу Ягу или Кикимору. Потому что они – более сложные, и для артиста – более интересные.

Театр – это искусство «здесь и сейчас», – считает Светлана. Один и тот же спектакль каждый раз не похож на предыдущий.

— Конечно же, результат зависит от того, как сыграют артисты, но большое значение имеет и то, кто будет в зале. Я бы даже сказала – 50 на 50. Если зрители – в основном малыши, я предупреждаю об этом артистов: и тогда Баба Яга будет не такой злой; не так активно станет гоняться за Ванечкой, чтобы его съесть. Но если пришли школьники – будьте уверены, что актриса выжмет из своей роли 150 процентов!

Отрицательные персонажи в сказке очень важны – ведь они тоже учат. В первую очередь – какими не надо быть; что зло и коварство рано или поздно будут наказаны.

— Девочка вышла – со спектакля – вся в слезах, – вспоминает Светлана. – Представляете, она плачет – а я радуюсь: значит, постановка тронула ребёнка; значит, мы всё сделали правильно: достучались до его сердечка…

Автор